Нужно ли России экспортировать столько нефти и газа

В четверг премьер Венгрии Ференц Дюрчань подписывает в Москве соглашение о присоединении к газопроводу "Южный поток", сообщает k2kapital.com. Комментирует академик Анатолий Дмитриевский, директор Института проблем нефти и газа РАН:

Первая ветка трубопровода была протянута через Украину, Молдову, Румынию, Чехию и далее на Запад, затем появился маршрут Ямал - Западная Европа через Белоруссию и Польшу, сейчас в проекте труба по дну Балтийского моря и "Южный поток".

В принципе Россия могла бы обойтись одним коридором, самым первым, через Украину. Это значительно дешевле. Уже существует развитая транспортная магистраль, 17 действующих ПХГ (подземных хранилищ газа) — три сезона можно закачивать, а зимой, с наступлением холодов, "отбирать" оттуда газ. Можно за счет этого трубопровода удовлетворить все потребности Европы. Была бы иная геополитическая обстановка, была бы гарантия надежного транзита, вполне можно ограничиться одним только трубопроводом через территорию Украины.

Но когда возникли проблемы с транзитом через Украину и Польшу, мы отказались от идеи второй ветки газопровода Ямал — Западная Европа и решили тянуть трубу в обход. Так появились на свет проекты Северного и Южного потоков.  Присоединение Венгрии к последнему проекту — шаг разумный. "Южный поток" открывает большие возможности для стран с дефицитом энергоресурсов. Если взглянуть на старый коридор, то там 30 км до Венгрии и 70 км до Сербии. Но новый маршрут позволит с помощью ответвлений напитать газом большой круг стран: и Грецию, и Венгрию, и Сербию. Труба дойдет до северных районов Италии и южных провинций Франции, а затем может достигнуть Испании и мало газифицированной Португалии.  

Испания на 100% зависит от поставок газа из стран Ближнего и Среднего Востока. Алжир еще в 1973 г. построил соответствующий завод по сжижению газу, а также трубопровод через Гибралтар, и с тех пор сжиженный газ поставляется в Барселону. Другой трубопровод идет из Алжира через Сардинию в Италию — первой морской газопровод, весьма мощный.  

Что до замысла газопровода "Набукко", то это не более чем игры, как и другие иллюзорные проекты. Вот "мадам с бубликом на голове", как Максим Галкин назвал Юлию Тимошенко, предлагает "Белый поток", чтобы качать через Черное море и Украину в Европу туркменский газ. Не отдавая себе отчета в том, что у Туркмении полно нерешенных вопросов с экспортом газа. Для начала нужно договориться с Ираном или Россией по прокладке трубы. В действительности есть только азербайджанский газ.

Правда, на днях Иран заявил, что готов рассмотреть возможность своего участия в "Набукко". Иранский газ из месторождения Южный Парс — самое реальное наполнение проекта, но будет ли Иран приемлем как партнер для американцев? К тому же для Ирана проще дойти до Европы, минуя Черное море.

Не зря в Евросоюзе откладывают сроки реализации проекта "Набукко": сперва перенесли на 2011 г., потом на 2012-й, а теперь и на 2013-й. Мне кажется, что "Набукко" — тухлый проект. По контрасту, "Южный поток" - это реальный газ и реальные возможности его поставок. Плюс надежность: в холодную зиму 2005-06 годов, когда не были заключены контракты с Украиной, и то недопоставили газа всего 70 млн кубометров.

Но есть и такой момент: надо ли нам продавать за рубеж такое количество нефти и газа? Я сейчас ставлю такой вопрос перед руководством. Золотовалютные резервы и стабилизационный фонд достаточно наполнены. Деньги в стабфонде пока только теряют вес. Это нефть приостановить трудно, иначе происходят малообратимые преобразования, особенно если нефть тяжелая, вязкая. А с газом попроще. "Газпром" ведь снизил по причине теплой зимы добычу где-то на 1,7 млрд. кубометров. К тому же если Европа будет кочевряжиться, Россия может повернуть свои трубопроводы на Восток.

Говорят, западноевропейцы опасаются возрастающей зависимости от поставок энергоресурсов из России. Почему? Им надо радоваться, что есть газовая держава, которая тратит гигантские деньги на строительство инфраструктуры, чтобы обеспечить им надежные поставки. Они рассуждают о "диверсификации". Так вот Россия и диверсифицирует каналы поставок газа, включая и дорогостоящие проекты по дну Балтийского и Черного морей. Россия — естественный партнер для Европы.