Курильский рубеж взывает о защите
Дмитрий Цыбаков

Курильский рубеж взывает о защите

События последних недель наглядно доказывают, что сбываются худшие опасения относительно возможного нарушения геополитических рубежей России на Дальнем Востоке. После приватных договоренностей между главой нашего государства и японским премьером в Буэнос-Айресе и Сингапуре, имевших место осенью этого года, было официально объявлено об обретении «правового механизма» решения проблемы заключения мирного договора между Японией и Российской Федерацией. Совсем недавно стало известно о назначении специальных представителей президента РФ и японского правительства, уполномоченных готовить подписание мирного соглашения.

Глубокую озабоченность и тревогу российской общественности вызвал тот факт, что юридической основой для урегулирования отношений между нашей страной и Страной Восходящего Солнца избрана советско-японская Декларация 1956 г. Будучи заключена шесть десятилетий назад благодаря авантюрным намерениям Никиты Хрущева оторвать Токио от союза с Вашингтоном, она подразумевала передачу японцам острова Шикотан и группы Плоских островов (они же Хабомаи) из состава Малой Курильской гряды. Сделать это намеревались в качестве жеста доброй воли после вероятного заключения мирного соглашения с восточным соседом.

Заметим, что специалисты по истории советского права уже давно заметили, что указанное обещание, как и многое из того, что натворил в свое время политический банкрот Хрущев, прямо противоречило нормам действовавшего в тот период законодательства.

Теперь же, судя по ответу японскому журналисту на ежегодной президентской пресс-конференции 20 декабря 2018 года, для российского руководства пересмотр юридического статуса Курильского рубежа не является табуированной темой. Российское внешнеполитическое ведомство и ранее всячески проводило линию о том, что именно Декларация 1956 г. является некоей высшей ценностью, краеугольным догматом в решении будто бы существующего территориального спора с идейными наследниками японских милитаристов. Так, в ответ на обращение Сахалинской областной думы о признании невозможным изменение территориальной принадлежности любого из Курильских островов, со Смоленской площади пришла демагогическая отписка, в которой значилось, что пока что Россия безусловно сохраняет суверенитет над своим дальневосточным форпостом, но и Декларация 1956 г. остается едва ли не сакральным актом, обязательным для исполнения.

Точки над «i» оказались расставлены после интервью Сергея Лаврова газете «Комсомольская правда», который наряду с обычными для себя капитулянтскими пассажами по поводу дальнейшей судьбы воюющего Донбасса, поведал о возможности передачи Японии Шикотана и Плоских островов в случае, если последняя «признает итоги Второй мировой войны».

Трудно сказать, по какой причине в своем официальном выступлении российский министр откровенно пренебрег как элементарным здравым смыслом, так и фактами, о которых должен быть осведомлен любой студент-первокурсник Дипломатической академии.

Здравый смысл заключается в том, что отказ страны, претендующей на положение мировой державы, хотя бы от малейшей части своей территории в пользу своего исторического соперника неминуемо обнулит ее международный статус и окончательно подорвет доверие общества к власти.

Что же касается фактов, исторических и правовых, то Декларация 1956 г. вполне может считаться аннулированной, ибо советская сторона в Памятной записке 1960 г. объявила японцам, что в связи с заключением очередного договора о продлении военного союза между США и Японией СССР не будет выполнять обещание о передачи Шикотана и Плоских островов. Не говоря уже о том, что в 1956 г. еще не существовало юридически закрепленной государственной двухсотмильной экономической зоны, которая в данном регионе остается за Россией только в случае ее контроля над Курильским рубежом. Словно бы забыто, что только в 2014 г. международное право признало Охотское море внутренним морем Российской Федерации.

Российские дипломаты безусловно знают, что Токио давным-давно признал итоги Второй мировой войны, подписав Акт о безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 года, а также Сан-Францисский мирный договор 1951 г. Текст последнего, хотя и не будучи пописан советской стороной, тем не менее подтверждал отказ Токио от суверенитета над Курилами и Южным Сахалином.

Равным образом, на Смоленской площади запамятовали о советских требованиях периода 1956-1960 гг. о выводе с Японского архипелага и с Окинавы американских войск, а также о том, что официальный Токио сегодня требует от России территориальных уступок прежде заключения мирного соглашения с Москвой.

Столь безответственная позиция важнейшего органа исполнительной власти обеспокоила даже российских парламентариев, которые на опыте акции по сокращению пенсионного возраста вполне доказали свои соглашательство и оппортунизм. 19 декабря в МИД РФ поступил официальный думский запрос о содержании российско-японских переговоров по заключению мирного договора. На Охотном ряду звучали и призывы пригласить в стены Государственной Думы непосредственно министра иностранных дел, но подобная инициатива вызвала очевидное смущение парламентского большинства.

События показывают, что и исполнительная и законодательная власти современной России крайне невнятно реагируют на очевидную опасность для территориальной целостности страны в дальневосточном регионе.

Только своевременная общественная реакция, выраженная всеми ответственными политическими силами, независимо от их идеологической и партийной принадлежности, способна заставить нынешних власть предержащих вспомнить о своей ответственности за судьбу страны.