Мир для Северной Азии
Олег Горностаев

Мир для Северной Азии

Южная Корея меняет северную политику. Ранее под этим названием подразумевалась стратегия отношений с Северной Кореей и её партнёрами, в т.ч.с Россией. Благодаря потеплению межкорейских отношений Сеул приступил к формированию Новой северной политики – стратегии по превращению Северной Азии, включая Корейский полуостров, в регион мира и процветания.

«Из-за изменений в отношениях между Северной и Южной Кореей прежняя стратегия северной политики отменена, и мы теряем импульс [развития] в регионе», - заявил Квон Гу Хон, председатель Комитета по северному экономическому сотрудничеству при президенте Южной Кореи.

Напряжённость в отношениях с Пхеньяном была фактором экономического роста для Южной Кореи. Вашингтон оказывал ей финансовую поддержку, вкачивал миллионы в инфраструктуру в местах базирования войск США, создавая дополнительные рабочие места, открывал свой рынок для южнокорейской продукции.

В какой-то момент в Сеуле поняли, что за такие уступки придётся с американцами рано или поздно рассчитываться. Напряжённость между Сеулом и Пхеньяном США решили использовать как повод для наращивания своего силового присутствия на полуострове, чтобы с поражением Северной Кореи в будущей войне подобраться вплотную к российскому Дальнему Востоку.

Для Южной Кореи война была самым губительным из возможных сценариев. Боевые действия велись бы либо на её территории, либо, в лучшем случае, в непосредственной близости от неё. А это потери в живой силе, технике, экономике. Это потоки беженцев, нагрузка на бюджет и спад экономического роста. А это, в свою очередь, недовольное население и падение популярности правящих политиков.

Сеулу это и даром не надо, поэтому вместо военного сценария Вашингтона он выбрал мирный диалог с КНДР. И результат появился быстро: Пхеньян, не желая доводить ситуацию до печального конца, пошёл навстречу Сеулу. Появился реальный шанс примирения двух Корей.

Американское посольство в Южной Корее высказалось против нормализации отношений с КНДР. Оно и понятно: срывался долго вынашиваемый проект по развязыванию нового витка межкорейского конфликта.

Сеул на мнение Вашингтона внимания не обратил, и приступил к разработке новой северной стратегии, которая включает в себя развитие экономического сотрудничества с Японией, Монголией, КНДР и Россией. Интегрировав КНДР в региональную экономику, Сеул даёт Пхеньяну шанс на выход из изоляции мирным путём, без угрозы применения атомного оружия, разработка которого Пхеньяном использовалась американцами как повод для развязывания конфликта.

Южнокорейские власти понимают, что США могут свернуть объёмы оказываемого экономического содействия. Нужны новые точки роста, новые источники динамики развития, новые импульсы. Связывание в единую экономическую цепь России, Монголии, КНДР и Южной Кореи – один из способов решения проблемы.

Южная Корея намерена к 2022 г.вложить в экологические проекты в Монголии и России $886 млн. – комплексы по переработке отходов, очищению воздуха и т.д.

Южная Корея намерена участвовать в совместных энергетических проектах с Россией. Территориально Южная Корея близко расположена к Японии, транспортировка российских энергоносителей в Японию морем могла бы стать весомой строкой в южнокорейском и российском бюджете.

КНДР не против использования своих морских портов для поставок на азиатские рынки российского и монгольского угля. Южная Корея тоже могла бы в перспективе принять участие в этом деле и предоставить свою портовую инфраструктуру. Южная Корея также заинтересована в экспорте сельскохозяйственной продукции в Россию и др.страны Северной Азии.

Как ни крути, худой мир лучше доброй ссоры. Обе Кореи намерены любой ценой избежать войны. Политика Сеула направлена на укрепление мира и стабильности, вопреки желаниям Соединённых Штатов.