США лезут в Ормузский пролив
Анатолий Агранин

США лезут в Ормузский пролив

Ормузский пролив – стратегически важная морская транспортная артерия, где столкнулись интересы сразу нескольких государств. С одной стороны, США и их арабские союзники (Саудовская Аравия и др.), с другой – Иран.

Президент Ирана Хасан Роухани пригрозил перекрыть Ормузский пролив, если США посмеют заблокировать экспорт иранской нефти в рамках возобновления антииранских санкций администрацией Дональда Трампа.

«Если США решат заблокировать экспорт иранской нефти, тогда никакая, вообще, нефть не будет экспортироваться из Ормузского пролива», - сказал Роухани.

Намерения Вашингтона очевидны: изолировать Иран, как не подчинившийся американскому диктату, от внешнего мира и воспрепятствовать его торговле с другими странами. Санкции США уже привели к снижению объёмов продажи иранской нефти на 1 млн.баррелей в день. В ответ Тегеран намерен нарастить экспорт чёрного золота до максимума. Также планируется увеличить экспорт стали и меди.

Доходы от экспорта нефти составляют 45% от наполняемости иранского бюджета. Наращивание экспорта нефти важно для иранской экономики ввиду того, что из-за санкций цены на основные товары в стране поднялись более чем на 50% по сравнению с прошлым годом. Правительство намерено разработать механизм субсидий для части слоёв населения и на 20% увеличить пенсии и зарплаты.

Ранее отставной адмирал ВМФ США, бывший главнокомандующий Объединёнными силами НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис указывал на невозможность для Ирана надолго закрыть Ормузский пролив: «Если Иран заблокирует Ормузский пролив с привлечением военных средств, Соединённые Штаты и их арабские союзники разблокируют его в течение нескольких дней».

Через Ормузский пролив проходит 30% всей мировой нефти и более 90% нефти из стран Персидского залива, которая поставляется в основном, в США, Европу и Японию. В самом узком месте ширина пролива 54 км. Американцы хотели бы оставить пролив за собой, взяв его под опосредованный контроль.

Существование Ирана, как страны с независимой внешней политикой, не совместимо с интересами Соединенных Штатов, потому что грозит им утратой монополии на Ближнем Востоке. В этом регионе нет других центров силы, кроме Ирана, которые оспаривали бы американскую гегемонию.

Ввиду этого американо-иранские проблемы – это надолго. Вашингтон будет стремиться либо дестабилизировать Иран изнутри, как он проделал это с Украиной, либо пойдёт ра Иран войной. Не полномасштабной и открытой, а скрытой войной спецслужб и третьих сил, контролируемых Вашингтоном.

На данный момент такой силой являются банды наивных исламистов, которые уверены, будто храбро сражаются за ислам, а на деле опосредованно выполняют выгодные американкам задачи. США против присутствия Тегерана в Сирии, и поэтому оказывает поддержку исламистским формированиям, воюющим с поддерживаемыми Ираном отрядами.