Тыквенная сверхдержава
Артем Вахрушев

Тыквенная сверхдержава

Украинские СМИ поделились с читателями радостной вестью: по итогам января-августа текущего года Киев экспортировал в Европу сельскохозяйственной продукции на $3,6 млрд. В самый раз вспомнить рекомендацию Украине со стороны хитрых западных политиков стремиться к званию сельскохозяйственной сверхдержавы.

Возможно, не все на Украине это знают, но сельскохозяйственных сверхдержав не бывает. Назовите хоть одну? Все сверхдержавы – промышленные и научные гиганты. На выращивании тыквы или бураков сверхдержаву не построить.

Вся чёрная Африка сегодня – типичный образец сельскохозяйственных «сверхдержав». В Танзании 80% населения заняты работой в поле. В ЦАР, Ботсване, Намибии – то же самое. Эти страны можно назвать сверхдержавами? Ответ понятен.

Украина по данным на ноябрь 2018 г.использовала квоты ЕС на поставку мёда, круп, муки, солода, сливочного масла, соков, обработанных томатов, пшеничной клейковины, кукурузы, пшеницы и мяса птицы. Практически исчерпаны квоты на чеснок (96%) и крахмал (95%). Квота на ячмень исчерпана на 23%.

Вот и получается: там, где Украине есть что предложить, её ограничивают квотами, а где квоты большие, там и предложить почти нечего, как, например, товарная позиция по ячменю.

Украинские политики каждый год радостно отчитываются о поставках урожая в Европу, а украинской экономике от этого не легче. Миграционные настроения у населения все выше и выше, промышленность сползла вниз и там внизу застряла. Не открываются новые предприятия, не производятся новые научные открытия, не появляются прорывные технологии.

Украинская сельхозпродукция уже добралась до Китая (на полках китайских магазинов можно увидеть украинское вино и подсолнечное масло), но украинскую экономику это не спасает. Невозможно современному государству жить достойно только за счёт огорода. Тем более что и рынок сбыта для украинского урожая существенно сузился после 2014 г.

До бестолкового евромайдана Россия оставалась стабильным потребителем украинской сельхозпродукции. Украинские фрукты, овощи и соки ежегодно появлялись в российских магазинах. После 2014 г.и введения антироссийских санкций сельское хозяйство России вступило в фазу роста.

Ввиду необходимости обеспечения продовольственной безопасности в России значительно увеличились посевные площади. Автор сих строк проживает в северной части нашей необъятной державы, где сельское хозяйство не является приоритетом. И смог воочию убедиться, что даже там пустующие пространства превратились в засеянные поля.

В итоге, уже в 2016 г. Россия экспортировала сельхозпродукции на $17 млрд., что больше, чем экспорт вооружений ($15,3 млрд.). К 2018 г.этот показатель равнялся уже $20,7 млрд.(сравните с «чемпионскими» $3,6 млрд.у Украины). В следующем году России пророчат 2-е место в мире по объёму экспорта зерновых. России удаётся и урожай вырастить, и покупателей найти без всяких квот и ограничений, могущих свести на нет усилия российских аграриев.

Если сельское хозяйство развивается параллельно с промышленностью, это становится залогом экономической стабильности или роста. Если сельским хозяйством пытаются компенсировать отсутствие промышленных успехов, роста экономики ждать не приходится. Украина как раз пошла по второму пути.