Очередной провал шоколадного короля
Дмитрий Цыбаков

Очередной провал шоколадного короля

Режим военного положения едва ли поможет Порошенко удержаться у власти

После показательного разгрома авантюрного замысла киевских властей по проведению пропагандистской акции в Керченском проливе, целью которой было подрыв международного авторитета России, команда Порошенко немедленно попыталась реализовать план «Б». Суть его сводилась к раздуванию истерии в украинских и мировых СМИ и протаскивание через Совет национальной безопасности и Верховную Раду закона о ведении на Украине военного положения. Под его прикрытием в дальнейшем предполагалось сдвинуть до лучших для действующего главы государства времен начало сроков избирательной борьбы за президентское кресло.

Полный провал рейда украинских катеров из Черного моря в Азовское 25 ноября 2018 г., обернувшейся катастрофическими репутационными потерями, требовал от обанкротившейся киевской клики экстренных действий. Таковыми стали обвинения России с трибуны ООН и внесение в парламент законопроекта о введении военного положения на территории страны.

Показательно, что немало российских наблюдателей и видных представителей «диванных войск» с готовностью подхватили лозунг о крупном просчете, якобы допущенным Россией при пресечении набега незалежных мореходов к Керчи: у Петра Порошенко, с которым российское руководство на официальном уровне фактически отказалось иметь дело в вопросах урегулирования конфликта на Донбассе, теперь появляется шанс мобилизовать уязвленное общественное мнение и укрепить свои позиции в грядущей избирательной борьбе.

Оговоримся, что далеко не факт, что замена миллиардера-кондитера на лишенную каких-либо моральных комплексов и идейных убеждений Юлию Тимошенко будет соответствовать национальным интересам России. В экспертной среде давно циркулируют слухи, что именно пани Юлию, случись ей занять президентскую должность, намеревается избрать себе в соратники «партия капитулянтов» из числа высшей московской бюрократии.

Если Порошенко успел дискредитировать себя в глазах всех, кого только можно, и в Киеве, и в Москве, и в Вашингтоне, и в Брюсселе, то относительно его давней соперницы прозападные российские политики и олигархи еще питают серьезные, но ничем не обоснованные иллюзии. Очевидно, что ее персона более выгодна для продвижения давно задуманного в кулуарах плана по постепенной передаче под киевскую юрисдикцию Донецкой и Луганской народных республик: российское руководство уже договаривалось с Тимошенко в бытность ее премьер-министром по весьма щекотливым политико-экономическим вопросам.

Приход пани Юлии к власти со всей очевидностью отвечает запросам московских компрадоров, вынашивающих замысел «почетной капитуляции» России перед Западом.

Таким образом, интересы собственно России стратегически противоположны интересам прозападных олигархических кругов, ведущих линию на срыв того немного, чего добилось в 2014 г. национально-освободительное движение «Русской весны». Ведущий майданный режим к новым внутренним потрясениям банкрот-Порошенко в данном случае может оказаться более выгоден для стратегических интересов России, нежели формально не причастная к провалам киевской власти последних лет Юлия Владимировна.

Впрочем, события последних часов не позволяют судить о том, что замысел действующей президентской команды по удержанию властных рычагов вполне удался. После многочасовой обструкции, устроенной украинскими парламентариями своему президенту, внесенный в Раду законопроект о военном положении изменился до неузнаваемости. Не обошлось и без солидарного давления на Порошенко со стороны его предшественников на президентском посту и вездесущей фрау Меркель. В итоге закон принят таким образом, что действие особого режима не охватывает многих ключевых регионов страны – Киева, Львова, Днепропетровска. То есть, именно тех территорий, где сильна электоральная поддержка Тимошенко и иных «свидомых» кандидатов.

Репрессивные меры майданный парламент разрешил принимать преимущественно против жителей когда-то пророссийских областей. В результате подрываются шансы на успех на президентских и парламентских выборах остатков нынешнего «Оппозиционного блока» и вышедшего из него фракций.

Самый главный провал Порошенко заключается в фиксации в принятым Радой законе точного срока проведения дня всеобщего голосования — 31 марта 2019 г. Срок действия военного положения установлен всего в один месяц. За указанное время правящий режим вполне может пойти на новые провокации, но цена за их провал будет теперь несоизмеримо более высокой.

Дмитрий Цыбаков, доктор политических наук, заведующий кафедрой гражданского права Среднерусского института управления – филиала РАНХ и ГС