Либеральный вброс с привкусом Косово
Николай Севостьянов

Либеральный вброс с привкусом Косово

21 ноября премьер-министр частично признанной Республики Косово Рамуш Харадинай объявил о введение беспрецедентных 100-процентных пошлин на сербские товары. Причем сербские — именно с этнической точки зрения, поскольку пошлины вводятся на товары как из самой Сербии, так и из Боснии и Герцеговины.

Данное решение формально стало ответом на результаты голосования, которое состоялось за день до этого. 20 ноября Генеральная ассамблея международной организации уголовной полиции в Дубае официально отказала Косово во вступлении в Интерпол. Произошло это вследствие того, что против членства криминальной республики высказалось 51 государство, в том числе Россия, Испания и Китай.

Иными словами, Харадинай попытался сыграть в «обиженного албанца» и преподнести пошлины как жесткий эмоциональный шаг. Однако на самом деле, подобная интерпретация событий неадекватна и даже нелепа, поскольку, во-первых, никаких иллюзий касательно исхода голосований у Приштины быть не могло, а во-вторых, 100-процентные пошлины стали лишь продолжением прежних, 10-процентных.

Таким образом, речь идёт именно о провокации, которые в этом году стали даже не фирменной чертой, а основополагающим трендом всей косовской политики. Причины на то очевидны — за 10 лет официально провозглашенной независимости Приштина ничего не добилась. Более того, она даже не смогла предложить народу хоть какой-то вектор дальнейшего развития, который приняло бы большинство населения.

Даже перспектива членства в Евросоюзе сегодня кажется куда более призрачной, чем в 2008 г. И пока власти пытаются заигрывать с международными организациями, народу всё более очевиден тот факт, что для Европы Косово свою роль уже отыграло. Да и Европа уже поняла, что даже если повесить флаг ЕС на каждом административном здании, он не изменит цивилизационную сущность, которую ничто не иллюстрирует лучше, чем тот факт, что именно Косово — при своём крохотном населении — стало одним из лидеров по числу боевиков, уехавших воевать в Исламское Государство (запрещено в России — Н.С.).

Причем, многие это делали не по религиозным, а по экономическим мотивам: в конце концов, какая разница, ехать воевать в Сирию или работать на подрядах у албанской мафии? Ведь нормальной работы в республике нет и не предвидится. И это закономерно, учитывая тот факт, что ключевыми лицами в руководстве Косово по-прежнему являются бывшие полевые командиры с их очень специфическим взглядом на то, как нужно управлять, в том числе вышеупомянутыми террористами, которые после разгрома ИГИЛ стали возвращаться обратно.

Таким образом, Косово очень напоминает межвоенную Ичкерию. И точно так же, как разворовавшая и развалившая всё, что можно ичкерийская власть попыталась натравить уже неуправляемых боевиков на Дагестан, Харадинай пытается проделать то же самое в отношении Сербии. Тем более, что в этом случае, если удастся разжечь что-то по-настоящему серьёзное, Косово снова станет интересно западными игрокам. А значит, в республику снова пойдёт и оружие, и деньги.

Отсюда навязчивые попытки раскачать ситуацию в приграничных районах. Попытки, которые в этом году уже едва не привели к прямому военному столкновению. Обострению способствуют и слухи о том, что готовится обмен территориями, причем эта информация опровергается так же и быстро, как и разлетается по сербским и албанским деревням.

Но самое интересно, что в этой истории оказалась замешана и России. Точнее сказать, Россию пытаются к этой истории подключить в довольно необычном формате. Речь о снимке, на котором президент России Путин оказался запечатлён вместе с президентом Косово Хашимом Тачи, человеком, которые долгие годы управлял анклавом, а до этого сделал состояние на торговле органами, вырезанными у сербов.

И хотя снимок носит довольно случайный характер, он уже стал основанием для либерального «вброса», в соответствии с которым Москва, якобы, готова признать Косово для того, чтобы лишний раз расколоть Евросоюз. Обоснование абсолютно неадекватное, но оно может быть отражением реальных требований, которые были выдвинуты Западом тем или иным представителям российской элиты.

Понятно, что признание Косово расколет не Европу, а именно Россию. И поэтому очень хочется верить, что этого ни при каких обстоятельствах не произойдёт.