Абхазов и осетин возьмут под военный протекторат России

Абхазов и осетин возьмут под военный протекторат России

Политолог Алексей Ващенко: После распада СССР узел кавказских проблем затянулся, на Кавказе полилась кровь. Все эти годы РФ не смогла выработать единый подход к политике, как на Северном, так и на Южном Кавказе. В связи с косовским прецедентом ситуация обострилась. Последние события свидетельствуют о том, что Россия, наконец, пытается сделать определенные шаги, сняв с Абхазии санкции 96-го года. Эти санкции были введены против Абхазии в связи с боевыми действиями на территории Чеченской Республики. Ситуация была, мягко говоря, глупой. МИД РФ выглядело глупо, потому что, не отменив санкции против Абхазии, получалось де-юре, что Россия продолжает вести боевые действия в Чечне. Но и отмена санкций сделана топорно. Надо было объяснить грузинской стороне, что война в Чечне закончена, и санкции себя исчерпали. С другой стороны, 80% жителей Абхазии более 100 тыс. человек – граждане Российской Федерации. Получалась вторая глупость, что Россия блокировала своих же граждан. Третья проблема заключалась в том, что если бы Ельцин и МИД РФ хоть раз взглянули бы на глобус, то увидели, что Чечня с Абхазией не граничат. Наоборот, было столько заявлений МИД и СМИ РФ, что именно через территорию Грузии идет помощь чеченскому сопротивлению, подпитка оружием и наемниками. Чеченское сопротивление именно через территорию Грузии выходило во внешний мир. И вместо того, чтобы вводить санкции против Грузии, наказали Абхазию, которая не имела к этому отношения. С другой стороны, уже после введения санкций в мае 1998 года Грузия развязывала войну против Абхазии, в 2001 году Шеварднадзе и компания, использовав банду международного террориста Гелаева, развязала боевые действия на территории Абхазии. Тогда там был даже сбит вертолет с военными наблюдателями, а с Грузии, как с гуся вода. Два года назад Грузия нарушила все соглашения и ввела войска в Кодорское ущелье. Проблема в том, что РФ ведет себя крайне непоследовательно, как с Косово, так и с Абхазией. При господине Путине с территории Грузии были выведены российские военные базы, и позиция России стала значительно слабее. Хотя сам Саакашвили предлагал вместо военных баз создать антитеррористические центры, которые теперь уже точно открыты не будут. Последняя встреча Саакашвили с Путиным говорит о том, что сейчас с Грузии будут сниматься санкции. И снова возникают вопросы: Россия, как гарант мира между Грузией и Осетией и Грузией и Абхазией вместо того, чтобы добиться подписания от Тбилиси документа о ненападении, начинает снимать санкции. Грузия еще требует 20 млрд. долларов за Абхазию. Но именно Грузия развязала войну против Абхазии. Если посчитать, сколько денег грузинской общиной выкачано из России, то станет ясно, кто кому сколько должен. Так что проблем много. В связи с олимпийской стройкой и бешеным перерасходом по возводящимся объектам, олимпийское лобби, наконец-то, добилось снятия санкций с Абхазии. Ведь завоз стройматериалов из Абхазии обходится гораздо дешевле. Доктор юридических наук, профессор, ректор Российского государственного торгово-экономического университета Сергей Бабурин: Для меня, как для юриста и политика, председателя партии «Народный союз» нет проблемы так называемых непризнанных государств. Нельзя ставит тему Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья в какой-то увязке с Косово. Косово – это часть Сербии, оккупированная в 99-м году войсками НАТО и подводимая к независимости в нарушение международного права. Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье – это осколки Советского Союза, которые остались верны Конституции СССР и союзному законодательству, даже когда сепаратизм победил в Москве, Кишиневе, Киеве, Тбилиси и других столицах. В этом заключена ключевая юридическая сторона вопроса. Глубочайший геополитический компромисс России состоял в том, что она замораживала становление дипломатических отношений с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем, чтобы не дать формального повода, притянутого искусственно для легализации и признания Косово. Мы считаем, что дипломатические отношения нужно было устанавливать давно. Сегодня тему Косово Запад решил так, как и намечал в 99-м году. Наконец-то, в руководстве России все же находятся политические силы, которые, надеюсь, примут принципиальное решение. Речь идет не о признании. Хотя Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье уже признаны. Существуют международные документы, которые подписаны президентами этих республик, Грузии, Украины, Молдовы, России, представителями ОБСЕ, как равноправными участниками соглашения. Это и означает признание. Существует достаточно много актов, где говорится об этих республиках де-факто, де-юре, что и означает признание. Надо не ограничиваться снятием абсурдного экономического контроля на реке Псоу, а переходить к формату нормальных государственных отношений. Лично я вижу будущее, стратегическую перспективу в ассоциированных отношениях России и Абхазии, возможно, России и Южной Осетии. Хотя по Южной Осетии уверен, что осетинский народ имеет полное право на воссоединение в составе одного государственного объединения. Сколько можно сохранять сталинское деление на южных и северных осетин? Пришла пора принимать решение. Нельзя затягивать дальше вопрос об установлении дипломатических отношений. Россия заинтересована в установлении добрососедских отношений с Абхазией, Южной Осетией и Грузией. Россия за территориальную целостность Грузии, но Южная Осетия и Абхазия тут ни причем, потому что, благодаря господину Гамсахурдиа, Грузия вышла из состава СССР без своих автономий. Исключение – Аджария, которая приняла решение быть в составе Грузии. Это право выбора народа. В остальном считаю, мы должны следовать международному праву и нравственным обязательствам перед народами, которые соединились с ней столетия назад и не изменяют своему выбору – осетинам и абхазам. Полномочный представитель РЮО в РФ Дмитрий Медоев: Позиция Южной Осетии прежняя. Южная Осетия может быть прецедентом для Косово де-юре, а не наоборот. Для нас признание или не признание Косово ничего не значит. С 90-го года Южная Осетия – независимое государство, которое строит свою собственную жизнь по собственной Конституции. Согласно волеизъявлению народа Южной Осетии для нас важны развитие экономики, укрепление обороноспособности и институтов власти, рост благосостояния граждан. Южная Осетия и Абхазия уже признаны и де-юре, и тем более де-факто. В сентябре 93 года было подписано Соглашение «О ходе дальнейшего урегулирования грузино-осетинского конфликта и Смешанной Контрольной комиссии», под которым стояло четыре подписи – Грузии, России, Северной и Южной Осетии, что было завизировано представителями ОБСЕ. И другие международные документы, включая меморандум о вводе миротворческого контингента в зону конфликта, доказывают это. Для нас никогда не было самоцелью добиваться признания ради признания. Международное право знает десятки и больше стран, которые являются членами ООН, но де-факто не являются состоявшимися государствами и не контролируют свою территорию или не располагают армией. Кстати, Косово можно считать полупризнанным государством потому, что ряд стран его не признают никогда. Поэтому статус ради удовлетворения чьих-то политических интересов для нас не привлекателен. 23 ноября 2009 года конфликту исполнится 20 лет. На референдуме 2006 года мы ожидали высокую поддержку курса руководства республики. Но она оказалось поддержкой подавляющего большинства, молодого поколения. Сегодня мы подошли к тому моменту, когда мир проснулся в другом измерении, когда был попран принцип территориальной целостности, на котором основывается позиция Грузии о нерушимости границ. Этого принципа уже не существует. Глава Фонда «Единения русского и грузинского народов» профессор Владимир Хомерики: Когда мы говорим, что был Гелаев, то не надо забывать, что прежде в Абхазии был Басаев. И не надо забывать, что Советский Союз был разрушен не Грузией, а усилиями патриота Ельцина. Весь мир, включая Российскую Федерацию, признает территориальную целостность Грузии в ее нынешних границах. Я не сторонник правящего режима Грузии, но я патриот России и грузинского народа. Грузия должна быть единой и целостной, а Абхазия и Южная Осетия должны иметь самую широкую автономию в ней под первоочередные гарантии Российской Федерации. Военные базы России в Абхазии могут там находиться при налаживании отношений с Грузией. Я приветствую снятие санкций с Абхазии, поскольку никогда не был их сторонником. Но Россия должна быть последовательна в своих действиях и снять санкции, которые были введены в 2006 году против братского грузинского народа и которые отражаются на миллионе российских грузин – граждан России. 20 млрд. долларов – абсолютно абсурдные требования Грузии. Еще экономически их можно обосновать потерей имущества, экономических выгод и т.д. Некоторые понимают это так, что дайте нам 20 млрд., а мы отдаем вам Абхазию, а затем еще за несколько миллиардов Осетию. Это неприемлемо. Россия не собирается за деньги покупать те или иные территории и народы. Косовский прецедент опасен, прежде всего, для самой России. Она поступает правильно, что не поддерживает гнилую политику США, разжигающую пожар в горячих точках, чтобы манипулировать ими. Грузия должна подписать договор о неприменении силы и договариваться. Правительство приходит и уходит, оно не нравится подавляющей части грузин, но это не значит, что Грузию надо дербанить по кусочкам и отворачиваться от народов, с которыми мы жили веками вместе. Заместитель председателя партии «Народный союз» Виктор Алкснис: Я – горячий сторонник территориальной целостности Грузии. Она священна, но не имеет отношения к Южной Осетии и Абхазии. РФ очень многое сделала для сохранения территориальной целостности Грузии. Четыре года назад ситуация для Грузии была очень печальной, поскольку существовал план провозглашения независимости Аджарии. Его инициаторы сидели в Тбилиси. Один из них – Шеварднадзе, который хотел использовать этот фактор в борьбе с Саакашвили. Россия отказалась поддержать план Шеварднадзе и отдала Аджарию Саакашвили. Последний грубо нарушил сразу два договора – Карский и Московский, по которым Аджария имела особый автономный статус. Саакашвили устроил военно-морскую блокаду Батуми, а в договорах шла речь о том, что Батуми является «портом свободного доступа». В этой ситуации Турция предложила ввести в Аджарию войска для обеспечения ее автономии. И опять Россия отказалась участвовать в этой операции, проявив заботу о целостности Грузии в ущерб своим национальным интересам. К сожалению, эти шаги Москвы грузинская сторона восприняла как знак слабости России. В Тбилиси посчитали, что Россия сдаст, как и Аджарию, Южную Осетию и Абхазию, которые выжили в сложнейших условиях, доказав свою жизнеспособность. Сейчас надо признавать их независимость. Наступил момент истины и надо принимать политическую волю, принимая практическое решение. Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров: Россия будет реализовывать тайваньский вариант, который наиболее приемлем в нынешней ситуации, когда присутствует вся полнота экономических, политических и даже военных контактов, не преступая формальную черту. Возможно, будут установлены некие миссии связи. Например, европейский союз имеет в Тайване торговое представительство, американцы имеют «Институт Тайваня», который выполняет консульские и торговые функции, и военную базу. США фактически взяли Тайвань под военный протекторат, который пока исключает решение тайваньского вопроса Китаем военным путем. Эта формула приемлема – будут представительства с самым широким экономическим сотрудничеством, что позволит нормально развиваться бизнесу. Разницы с независимым государством не будет. Там не будет посольств, но их не будет, даже если Абхазию и Южную Осетию признает Россия. Эта формула будет развиваться до тех пор, пока Грузия является членом СНГ. Но Грузия взяла курс на вступление в НАТО. Но нельзя быть одновременно в СНГ и НАТО. Если Грузия выйдет из состава СНГ, сразу последует признание Абхазии и Южной Осетии, с которыми будут заключены соглашения об обороне. Туда будут введены наши войска для гарантий избежания военных акций со стороны Грузии. Некоторые горячие головы в Грузии требуют выхода из СНГ, и это тогда приблизит развязку. Доктор юридических наук, профессор, ректор Российского государственного торгово-экономического университета Сергей Бабурин: Большинство граждан Грузии высказались за вступление в НАТО. Шеварднадзе вступил в СНГ только для того, чтобы остановить признание Абхазии и Южной Осетии. Нам надо незамедлительно форсировать создание единого социального, экономического, таможенного, валютного пространства с Южной Осетией и Абхазией и разместить там военные базы для охраны граждан РФ. После этого даже вступление Грузии в НАТО будет для нас менее взрывоопасно. И не надо отождествлять признание государства и членство в ООН. Если Швейцария не член ООН, она не существует? Ее не признавали соседние государства столетиями. Если мы снимаем санкции с Абхазии, если в Абхазии и Южной Осетии будет свободный торговый режим и безопасность, никого не будет интересовать, признала их Грузия или нет. И обязанность России обеспечить им такую жизнь. Политолог Алексей Ващенко: Вопрос о компенсации, которую требует грузинская сторона, поднимался уже не один раз. По оценкам 95-96гг., боевые действия на территории Абхазии нанесли ущерб республике в 14 млрд. долларов. Таким образом, у абхазской стороны есть претензии к Грузии по поводу разрушений и геноцида. Грузия уже не первый раз выставляет России счета, предъявляя материальные претензии за строительство баз, нанесение экологического ущерба и «200-летнюю оккупацию». Но, вступив в Кавказскую войну, Россия спасала Грузию. За каждого грузина погиб либо один русский солдат, либо один русский офицер. Благодаря этой жертве, грузины сохранились как нация. 70 лет Кавказской войны вылились в огромные физические и моральные жертвы для России. России приходилось идти на многие уступки и во внешней политике. В странах СНГ есть Молдова, Туркмения, с которыми существует визовый режим. Визовый режим между Россией и Грузией возник по инициативе последней. Именно Саакашвили благодарил Россию за введенные санкции, благодаря которым экономика Грузии, согласно его словам, стала развиваться ускоренными темпами. Тут возникла парадоксальная ситуация - в страну - оккупант, которой якобы, является Россия, приехало 30% жителей Грузии на заработки. И страна – оккупант их приняла! …У России нет политики на Кавказе. И нет адекватных санкций в отношении Грузии, которая в угоду Западу, лягает Россию. Нельзя одновременно любить и лягать.