Конверсия увеличит производство на военных заводах

Производители обычных вооружений в России могут удвоить выпуск продукции более чем в два раза к 2015 г., однако львиная доля этого рывка будет связана с гражданской продукцией, сказал первый вице-премьер Сергей Иванов в понедельник, сообщает Рейтер.

По словам Иванова, на заседании Военно-промышленной комиссии во вторник будет рассмотрена стратегия развития предприятий, производящих обычные вооружения.

"Предусматривается, что к 2010 г. объем производства увеличится в 1,3 раза, а к 2015 - в 2,2 раза", - сказал Иванов на встрече президента России Владимира Путина с членами правительства, сообщили российские СМИ.

По словам Иванова, доля гражданской продукции на заводах ВПК, производящих обычные вооружения, должна достигнуть 53% к 2010 г. и 59% - к 2015.

"Судя по цифрам, это означает примерно удвоение доли мирной продукции в производстве ВПК", - сказал главный редактор авторитетного журнала "Экспорт вооружений" Дмитрий Васильев.

Аналитики отмечают нарастающий переход гигантов высокотехнологичной военной промышленности РФ на мирные рельсы.

Первый проект в области гражданского авиастроения осуществляет производитель боевых самолетов Сухой. Планирует начать разработку перспективного гражданского лайнера МС-21 и завершить на своем головном заводе производство самолетов Су-30 авиастроитель Иркут.

"Сейчас диверсификация невелика. Наибольшая доля продукции мирного или двойного назначения - в вертолетостроении. Однако этот рост, видимо, будет обеспечен за счет развития гражданской авиапромышленности, а также судостроения. Над гражданской тематикой сейчас очень серьезно работают", - добавил Васильев.

Возможность подъема машиностроительной промышленности за счет конверсии у государства есть, однако это потребует широкой государственной поддержки, сказал источник в военно-промышленном комплексе.

"Четкой тенденции пока нет, надо подождать пару лет, чтобы ее увидеть. Попытки оживить "военку" просматриваются, однако нужно новое оборудование, которое в России не производится, а Запад нам его для перевооружения армии не даст", - сказал источник.

В то же время, развитие машиностроения за счет перевода части наукоемкой оборонной промышленности на гражданскую продукцию потребует работы уже с частными компаниями, которые сейчас предпочитают закупать самолеты и суда за рубежом.

"Конверсия потребует стимулирования спроса и государственной поддержки покупателей, нужно будет работать с налоговым режимом, потребуются инвестиции в обновление воздушного и морского флотов. Это комплексный вопрос. Многие потребители уже частные, их не заставишь покупать", - сказал источник.