«МакДоналдс» против Гюго и Микеланджело
Олег Горностаев

«МакДоналдс» против Гюго и Микеланджело

Во Франции и Италии наихудший уровень владения английским языком в странах ЕС, где английский не является государственным языком. Таковы данные Индекса профессионального владения английским языком (English Proficiency Index). В списке 88 государств мира, Франция и Италия занимают 35-е и 34-е место, соответственно.

Лучшие показатели у Швеции и Сингапура. Из постсоветских республик только Литва демонстрирует высокий показатель владения английским. Белоруссия, Россия и Украина — средний, Грузия — низкий, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан — очень низкий. Остальные республики бывшего СССР в список не вошли.

В апреле сего года французский посол в ЕС Филипп Легли-Коста отказался участвовать в обсуждении проекта бюджета ЕС из-за того, что на встрече использовался только английский язык. Произошло это практически вслед за заявлением президента Франции Эммануэля Макрона о намерении повысить статус французского языка в мире.

Легли-Коста заявил, что французский язык — один из рабочих языков ЕС, а Франция защищает франкофонию и многоязычие, особенно в процедурах обсуждения многомиллиардных расходов.

Существует международная организация «Франкофония», объединяющая государства, чьё население владеет французским, и страны, стремящиеся к развитию культурных связей с Францией.

Несмотря на то, что английский язык затмил французский на международном уровне, во многих частях света без французского не обойтись. Кроме Франции, на Западе французский язык имеет тот или иной официальный статус в Канаде, Бельгии, Швейцарии, Люксембурге, Монако, Андорре, а количество говорящих на нем во всем мире достигает 274 млн.

В Северной и Западной Африке и Карибском бассейне без французского сложно сегодня обойтись. Лидеры африканских и карибских государств оставили колониальное наследние, французский язык, как средство умаления присущей их населению разноплемённости и инструмент взаимодействия с французской культурой.

Между англосаксами и французами идёт скрытая война смыслов. Американцы и британцы буквально высмеивают французов и французскую культуру, отзываясь о ней в уничижительном тоне. В России словосочетание «французская культура» вызывает богатые интеллектуально-эмоциональные ассоциации — Лувр, Версаль, Роден, Паскаль, Дюма, Бальзак, Гюго, Сартр и т.д.

В Америке же самое распространённое словосочетание о Франции — французский бордель. Так говорят о грязном неубранном помещении. Не зная имени ни одного французского писателя или композитора, не имея представления об уровне его таланта, средний американец заранее уверен, что французской культуре не сравниться с «МакДоналдсом» и кока-колой. Во время пребывания автора сих строк в США один из американцев искренне удивлялся: «И что вы находите в этой Франции?».

Итальянский язык занимает в мире более скромное положение в виду не очень успешной колониальной политики Рима. Официальный статус он имеет, кроме самой Италии, только в Ватикане, Швейцарии и Сан-Марино. Для русского человека итальянская культура ассоциируется с таким же богатством, как и французская — Древний Рим, Колизей, Рафаэль, Микеланджело, Да Винчи, Тициан, Рафаэль, Челентано.

Уже тот факт, что итальянский считается языком оперного искусства, а английский — всего лишь компьютеризации, бизнеса и рыночной экономики, говорит о многом. Англосаксы сами задвинули в дальний пыльный угол Чосера, Шекспира, Диккенса, Бронте, Честертона, заменив их сухим языком цифр.

Французы и итальянцы не только предпочитают родные языки английскому, но и дистанцируются в политическом смысле от англосаксов. Дом мод Шанель провёл на Кубе первый за последние 50 лет показ мод, невзирая на агрессивные нападки на Кубу американской администрации. Европейские банки понемногу кредитуют кубинских юридических лиц.

Эра жестокого господства англосаксов неизбежно приближается к своему концу.