Троеморье против Евразийского союза
Олег Горностаев

Троеморье против Евразийского союза

Саммит стран-участниц проекта Троеморья, прошедший 17-18 сентября в Бухаресте, стал демонстрацией намерений Польши соорудить санитарный кордон у западных границ Евразийского союза.

В саммите, кроме Польши и Румынии, приняли участие Хорватия, Венгрия, Австрия, Болгария, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Эстония и Литва. Обсуждались, в первую очередь, инфраструктурные проекты, интерес к которым и заставил некоторые страны из этого списка присоединиться к польской инициативе. Ведь проект Троеморья — польского авторства, задуманный при поддержке США.

Впервые его озвучил президент Польши Анджей Дуда в 2016 г., призвав избавиться от перекоса в инфраструктурно-экономическом развитии Европы, а именно от избытка инфраструктурных артерий восток-запад в пользу развития таких артерий по линии север-юг, от Скандинавии до Юго-Восточной Европы. Речь идёт о прокладке новых газотранспортных сетей, автомобильных и железных дорог, и т.д.

Нежелание остаться в стороне от планируемых экономических проектов заставляет такие страны, как Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения и Австрия приветствовать польскую инициативу. У этих стран, в отличие от Польши, нет русофобского зуда, но есть желание получить доступ к инфраструктурному множеству, которое сулит Троеморье.

Республики Прибалтики, Польша и Румыния хотят накачать проект политическими смыслами. Варшава не скрывает планов по созданию на восточном фланге НАТО ударного кулака НАТО, нацеленного на Россию. И Россия воспринимается НАТО как средоточие и ядро евразийской интеграции, поразив которое, можно будет разрушить геополитический суверенитет Евразии.

Кто вместо России будет инициировать процесс евразийской интеграции? Самыми активными на этом поприще считаются Белоруссия и Казахстан, но будем откровенны — у них нет ни экономических, ни идеологических ресурсов для этого.

Нельзя на идее местечковой белорусской государственности интегрировать огромное пространство от Бреста до Курил. Нельзя это осуществись и на идее тюркского единства с прививкой латиницы, как это происходит в Казахстане. Универсальностью и целостностью обладает только евразийская идея, превосходящая любую местечковость, и Россия является воплощением этой идеи. Потому она для Запада враг номер один.

Варшава подчёркивает: Троеморье — это проект внутри ЕС и НАТО, но с возможностью привлечения постсоветских стран вне границ ЕС (Молдавии, Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана). Именно этими странами, как забором, Польша хочет огородить Россию, предварительно приведя к власти в этих странах русофобские режимы.

Это удалось осуществить в Прибалтике, Грузии и Украине. Но без остального списка стран Троеморье остаётся проектом-минимумом, самым скромным его вариантом. Для большего развития присоединение к нему республик Закавказья, Белоруссии и Молдавии крайне желательно.

Побочным эффектом Троеморья будет ослабление экономических связей России и Германии, что тоже отвечает интересам США.

Германия — единственная сила, могущая соперничать по влиянию с Вашингтоном во многих сферах международной политики и ведущая сила, влияющая на политический расклад внутри ЕС. Разрубить Европу надвое, разведя Германию и Россию по разные стороны — такова цель Троеморья.

США это выгодно и с военной, и с экономической точки зрения. Польша уже импортирует газ из США, надеясь заменить им российское голубое топливо. Американский газ дороже, в его поставках в Польшу участвует целая цепочка фирм-посредников, но Варшава, верная своей русофобской истерии, готова заставить поляков платить больше, лишь бы угодить американцам.

Вашингтон надеется через Польшу, как распределительный узел, поставлять свой газ на рынки восточноевропейских стран, заставив их отказаться от газа из России.

Насколько реальны польские грёзы о Троеморье? Часть польских экспертов расхваливает проект, пророча ему большое будущее. Другие сомневаются в его успехе.

На страницах журнала Polityka Polska опубликовано мнение о слабом знакомстве Польши с культурой окружающих её народов и нехватки у Варшавы политической энергии для осуществления проекта Троеморья в том масштабе, в каком она это задумала: «Ни по уровню ВВП на душу населения, ни по уровню привлекательности польской валюты мы особо не выделяемся на фоне других стран Центрально-Восточной Европы. Также Польша не является технологически самой передовой державой на балтийско-черноморской перемычке. Польские университеты не главенствуют над чешскими и венгерскими, и даже наоборот, Карлов Университет в Праге опережает Варшавский и Ягеллонский университеты».

Далее указывается, что польские политики не владеют языками стран-членов Троеморья и не знают их традиций, польский язык не пользуется популярностью в Европе, а современные геополитические теории Варшавы одной ногой застряли в XIX в., когда в Польше активно обсуждалась мечта оторвать от Российской империи Малороссию и Белоруссию.

В такой ситуации Польше трудно претендовать на роль единогласного лидера Троеморья, заключает журнал. Интересы стран-участниц слишком разные, чтобы Варшава с её ограниченным потенциалом смогла привести их к общему знаменателю и создать идеологически, экономически и политически спаянное пространство между тремя морями — Адриатическим, Балтийским и Чёрным.