Всеволод Драпкин

Страна победившего расизма

Борьба с резолюцией Как известно, одной из самых главных и болезненных проблем Израиля на международной арене была принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 1975 года резолюция № 3379 «О ликвидации всех форм расовой дискриминации». В этом документе, принятом большинством в 70 голосов при 29 против и 27 воздержавшихся имелся специальный параграф содержал определение сионизма как формы расизма и расовой дискриминации. Так же сионизм был упомянут в принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1979 года резолюции, осуждающей гегемонизм. Гегемонизм определялся в ней как обширная сфера политической и идеологической экспансии, включающая в себя такие явления как колониализм, неоколониализм, расизм, апартеид и сионизм. Таким образом, в резолюции сионизм был признан тождественным не только расизму, но и колониализму. О гегемонизме в резолюции говорилось как о совокупности сил, «которые стремятся увековечить неравноправные отношения и привелегии, полученные насилием, и которые поэтому представляют различные проявления политики и практики гегемонизма». Таким образом, резолюция устанавливала связь сионизма, уже не как идеологии, а как практики, с насилием, экспансионизмом, беззаконием. Не удивительно, что дипломатия еврейского государства, а так же весьма влиятельное произраильское лобби в странах Запада предприняли титанические усилия для нейтрализации данных документов. И, наконец, эти усилия увенчались успехом: в 1991-м году Генеральная Ассамблея ООН отказалась от определения сионизма как формы расизма. Между тем, тот факт, что в течение 16 лет резолюция 3379 действовала, говорит о многом. Существует мнение, что ее отмена связана, прежде всего, с тем, что изменился расклад сил на международной арене, и соответственно – в ГА ООН, а вовсе не с тем, что проявления расовой дискриминации, национальной и религиозной вражды исчезли из жизни Израиля. Чтобы понять, так ли это, обратимся к фактам. Нельзя принимать на работу! Далеко за примерами, впрочем, ходить не надо. Так, один из самых влиятельных раввинов Израиля Хаим Каневский распорядился не нанимать на работу в иешивах (религиозных учебных заведениях) арабов. Эта рекомендация раввина Каневского опубликована 16 марта 2008 года в газете ортодокосальной общины «Йом хадаш». Руководителями иешив она наверняка будет воспринята как руководство к действию. Когда несколько руководителей иешив пришли проконсультироваться к раввину Каневскому по поводу работников-арабов. Каневский сказал им следующее: «Согласно Галахе, нельзя нанимать на работу арабов, а в особенности в иешиву. Это представляет собой опасность для жизни». Раввин добавил: следует делать предпочтение работникам-евреям – за исключением случаев, когда разница в расходах на зарплату еврею и нееврею слишком велика. Если это не дискриминация то тогда что? Следует так же отметить, что, учитывая израильскую специфику, рекомендация рэби Каневского, это не просто пожелание. В некоторых случаях она будет иметь большее значение, чем правительственные распоряжения. Впрочем, в вопросах дискриминации израильтян арабской национальности государство нисколько не отстает от ортодоксальных раввинов – таких примеров более чем достаточно, и они широко известны. Но все эти эксцессы, учитывая противостояние Израиля с арабским миром, можно попытаться списать на «контртеррор» и необходимые меры безопасности. Но как объяснить дискриминацию израильских граждан - неевреев, не имеющих к арабам и к исламу никакого отношения? Дело в том, что подчас среди прибывших и прибывающих в Израиль на ПМЖ семей есть немалое число людей нееврейской национальности. У них есть только один шанс интеграции в жизнь Израиля – гиюр. Так называется процедура, в ходе которой человек отрекается от своей национальности и религии и готовиться к принятию иудаизма. Иного пути стать относительно полноценным гражданином Израиля (по-настоящему полноправным будет только этнический еврей) нет, не поможет даже служба в армии, и даже участие в боевых действиях. Станут ли раввины крестить солдат? «Проводимая государством Израиль в течение последних лет политика ассимиляции нееврейских иммигрантов провоцирует межнациональную напряженность и вражду. Неевреям в Израиле дают понять, что, оставшись верными своей нации и вероисповеданию, они никогда не станут полноценными гражданами Израиля. Если молодой русский парень, служащий в армии в обязательном порядке проходит курс подготовки к гиюру, а потом, в случае отказа от прохождения самой процедуры, обязуется подписать декларацию об отказе от гиюра, и ему с этого момента закрыты пути продвижения по службе, молодой человек на всю жизнь запомнит это отношение к себе и сделает соответствующие выводы. Господин премьер-министр не стесняется торжественно принимать в своей сукке и чествовать Солдат-неофитов, и ему в голову не приходит, какие чувства он пробуждает среди их товарищей по службе, отказавшихся пойти на сделку с совестью. Израильское правительство ставит целью обратить в иудаизм всех неевреев Израиля. Об этом не один раз во всеуслышание заявляли официальные лица. Подобной программе трудно найти аналог по своей утопичности и вредоносности. Такие заявления провоцируют честных иммигрантов, не готовых из-за перемены места проживания отказаться от своей семьи, веры и родного народа, встать в позицию противостояния и неприязни к государству Израиль. В особенно резкой форме этот антагонизм проявляется среди молодёжи». - Заявил раввин Нафтали Шрайбер, один из противников государственного гиюра и защитник прав национальных меньшинств на свою религию и народность. Он же рассказал следующий эпизод, носящий курьезный характер: « В российской армии был назначен армейский раввин А. Гуревич. От Московского патриархата со специальным визитом прибыл в Израиль православный священник о. Василий. Целью визита была попытка учреждения должности армейского священника в израильской армии. Действительно, процент русских военнослужащих в израильской армии несопоставимо больше, чем евреев в российской. Отец Василий провёл встречу с главным армейским раввином Ави Ронским, которая, к сожалению, не увенчалась успехом. Раввин Ронский сообщил о. Василию, что армейские раввины обладают достаточно широким кругозором, чтобы консультировать представителей всех конфессий. Отец Василий поинтересовался, готовы ли израильские раввины взять на себя также и проведение обрядов крещения… Ответ раввина Ронского не сообщается». Но не только русские и другие «гои» подвергаются дискриминации. В такой же ситуации оказываются и репатрианты еврейской национальности, не считающиеся таковыми с точки зрения Галахи (иудейское религиозное право). Дело в том, что у евреев в отличии от других народов национальность считается не по отцу, а по матери. Таким образом, ребенок рожденный от еврея и нееврейки оказывается в положении «гоя», и от него так же требуют прохождения гиюра. При этом, некоторым вообще может быть отказано в допуске к этой процедуре. Так, депутат кнессета от партии «Наш дом – Израиль» Авигдор Либерман рассказал на конференции, посвященной проблемам гиюра, о вопиющем случае отказа в гиюре израильской спортсменке Ольге. Дело в том, что Ольга занимается прыжками с шестом, а этот вид спорта предполагает нескромную одежду. «Какой маразм»,- восклицает Либерман,- « а как же ей прикажете прыгать, в длинной юбке что ли?!" Апартеид по-израильски Но даже абсолютно «кошерные» евреи могут быть подвергнуты в Израиле сегрегации. Речь идет о представителях племенной группы фалаши-мура, являющихся потомками древних евреев, репатриация которых из Эфиопии была организована «Сохнутом». В религиозной школе для девочек в израильском городе Петах Тиква четырех девочек-иммигранток из Эфиопии обучали отдельно от остальных учениц. Младшим школьницам-иммигранткам был выделен отдельный класс. Всем предметам их обучает одна учительница, а после уроков эфиопок отвозят домой на такси. Сообщается также, что для того, чтобы девочки не общались с остальными ученицами, перемены для них установлены в другое время. Официальная причина сегрегации эфиопок - их недостаточное внимание к занятиям. Возмущенные родители девочек обратились к активистам движения за права эфиопских иммигрантов. Руководство школы отказалось разговаривать с представителем движения. Муниципальные школьные власти и мэрия посчитали, что причин для беспокойства нет. Однако министр образования Израиля Юли Тамир, узнав о произошедшем, резко осудил действия школьных властей. Он назвал случившееся "вопиющим расизмом" и заявил, что все виновные понесут соответствующее наказание. В отношении руководства школы началось расследование. Между тем, подобная ситуация не единичное явление. Между прочим, согласно инструкциям министерства просвещения, дети эфиопов могли проходить обучение исключительно в религиозных школах. Только 9 2007 года декабря Зеэв Бельски (президент агентства «Сохнут») обратился к Главному раввину Израиля Шломо Амару с официальным прошением разрешить выходцам из Эфиопии учиться в светских школах. Этому письму предшествовали многочисленные скандалы, связанные с дискриминацией «эфиопских» учащихся, и протестные выступления, в которых приняли участие сотни репатриантов. «Белые израильтяне» стремятся изолировать себя и своих детей от дальних «родственников» из Северной Африки. И все это несмотря на строгость процедуры признания прав на гражданство Израиля, которая значительно превышает требования для обычных иммигрантов-евреев. Чтобы стать гражданином Израиля, представитель фалаши-мура обязан подтвердить свое еврейское происхождение по материнской линии в течение семи поколений. О положении чернокожих евреев говорят следующие цифры: 65% детей репатриантов-«эфиопов» растут в бедности, а 19% молодежи лишены работы. Подводя определенный итог вышеизложенному, приходиться констатировать, что несмотря на отмену резолюции 3379, в Израиле осуществляется, в том числе и государственными органами, дискриминация граждан по расовому, национальному и религиозному признакам. «Проблема Израиля в том, что в стране существует и процветает дискриминация по национальному признаку. И вместо того чтобы её прекратить, чтобы дать возможность неевреям, не меняя национальной и религиозной принадлежности, почувствовать себя полноценными гражданами Израиля, вы решаете как им облегчить процедуру перехода в иудаизм. Тем самым вы показываете, что в стране имеет место национальное неравенство. То, что вы предлагаете гражданам страны, не являющимися представителями титульной нации, в любой демократической стране мира определяется, как расизм и духовный геноцид… Я, как член Правления Международного Совета соотечественников России, объединяющего русскоязычных людей в 57-ми государствах Мира, хорошо знаком с положением бывших граждан СССР, России и СНГ в странах своего нового проживания. Хочу сказать вам, что не всегда и не везде интеграция протекает гладко. Но хочу также и сообщить вам, что ни в одной стране мира из русских не пытаются сделать японцев, китайцев, поляков, немцев или индусов. Почему именно в Израиле, именно в среде народа более других пострадавшего от шовинизма, нацизма и расизма, мы сегодня наблюдаем расцвет расовой ненависти, направленной на неевреев? Почему именно в Израиле расистские высказывания политиков и общественных деятелей в адрес неевреев не наказуемы? Почему именно в Израиле над неевреями ставятся жуткие демографические эксперименты? Почему именно вы – евреи, не хотите понять, что творите преступное беззаконие, не согласующееся с вашими религиозными традициями, противоречащее Декларации ООН о меньшинствах, Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Вспомните о том, что эту Конвенцию Израиль ратифицировал ещё в 1979 году. Её надо исполнять, господа евреи». – Обратился к участникам конференции по проблемам гиюра глава Русской общины в государстве Израиль Анатолий Герасимов. "Центр политической свободы"