Незабываемое. Финляндия
Руслан Устраханов

Незабываемое. Финляндия

Снова приехать в Лаппеенранту, чтобы побывать на могилах офицеров Русской императорской армии. Убрать листву, помыть памятники, посадить цветы. Помимо духовного наполнения, мысленно перемещаешься в прошлое. Ощущаешь единство и преемственность нас — офицеров России с офицерами Российской Империи. Более четким становится понимание офицерской чести, не отделимой от Родины, её бесценности и несоизмеримости со всеми материальными благами. Материальное уходит вместе с жизнью, а честь офицера остается навсегда. Она вечна, ибо не ограничена никакими временными рамками в памяти человеческой.

Эти ощущения присутствовали и в моем нынешнем посещении ребят, похороненных в Лаппеенранте. Признаюсь: каждый раз, возвращаясь в Финляндию, я надеюсь, что потомки офицеров посетили могилы своих предков. Кто-то же продолжил род штабс-ротмистра 20-го драгунского Финляндского полка Митрофана Мазараки. Могли остаться родственники у корнета 55-го драгунского Финляндского полка Николая Загоскина. Вероятно существуют потомки и покоящегося на кладбище штабс-капитана 3-го стрелкового Финляндского полка Михаила Доможирова.  

К сожалению, и в очередной раз надеждам моим не суждено было сбыться. Какие-либо следы появления родственников на могилах офицеров отсутствовали. Революция, Гражданская и Отечественная войны сделали свое дело, оборвав связи живых с теми, кто ушёл от нас навсегда. 

Есть вопросы, какие постоянно сопровождают меня при посещении могил русских воинов. Почему армия в 1917-м не справилась с задачей сохранения государства, не стала опорой Империи? Почему не выполнила свою миссию как армия Франции, оставив воспоминания о коммунарах частью стены на кладбище Пер-Лашез или армия Испании под руководством генерала Франко?

Сегодня модно списывать всё на большевиков, что, в принципе, не верно. Не большевики привели Российскую Империю к революции, распаду и гражданской войне, а столичные либералы. Большевики лишь воспользовались ситуацией. Не будь Февральской революции и Владимир Ульянов остался бы в Швейцарии, а Лев Троцкий — в Соединённых Штатах. Не большевики, а либеральная интеллигенция нанесла сокрушительный удар по Русской императорской армии Приказом № 1. Издал приказ Петросовет, исполком которого в марте 1917-го состоял из либерального сброда: меньшевиков, эсеров и прочей разношерстной публики. 

Другой процесс, который привел к разложению Русской императорской армии — так называемое "братание". Речь о "братании" не только на фронтах Первой Мировой войны. Куда пагубней по последствиям стало слияние воинских частей с люмпенизированными слоями общества, с экстремистами-революционерами внутри Империи. 

Поэтому сегодня следует пресекать любую писанину либеральных СМИ о каком-то "братании", расценивая её как опасный экстремизм. Неисполнение приказов должно жестко караться, а виновные немедленно увольняться со службы с арестом и отдачей под суд! Никаких оправданий неисполнению приказов командования быть не может. Никаких! Этому учит нас история, уроки которой дались стране с тяжелейшими последствиями. О них будем помнить, поминая офицеров Российской Империи когда-то единой страны.

Коль говорим о памяти. Память — не только в могилах. Она в славных делах, запечатленных в печатных изданиях, в фотодокументах. В этой связи хочется напомнить о замечательном, уникальном историческом труде — книге "Финляндские драгуны. Воспоминания" с редчайшими иллюстрациями. Книга издавалась в Сан-Франциско тиражом в 500 экземпляров. Один экземпляр выставлялся в марте 2017 года на Аукционе редких книг и был продан за 12 тысяч рублей. 

Полагаем новая публикация воспоминаний о финляндских драгунах крупным тиражом станет данью памяти солдатам и офицерам Российской Империи. Не редкими, а общедоступными, открытыми для всех россиян должны стать страницы истории Отечества нашего! Мы не вечны. А храня память о славных деяниях предков наших, мы, тем самым, сохраняем память о себе.