А кто накажет труса?
Олег Горностаев

А кто накажет труса?

Ещё раз о нашумевшем происшествие с распоясавшимся хулиганом Турпалом Хасиевым из чеченского села Автуры, который швырнул банку из-под напитка в московского юношу в метро.

У ситуации с Хасиевым две стороны. С одной разобрались: распоряжением Рамазана Кадырова невоспитанный хулиган трудится на улицах чеченской столицы. Вторая сторона —пострадавшая. Но это не должно служить оправданием её трусливой слабости и малодушия.

Давайте откровенно: задетый Хасиевым юноша оказался трусом, неспособным постоять за себя. Сидевший рядом с ним другой юноша (его видно на скандальной видео-записи инцидента) — такой же трус, неспособный дать отпор зарвавшемуся наглецу.

Два практически взрослых человека сидели, как кролики, испугавшись одного хулигана. Хасиев после инцидента отчитался на видео о том, что наказан за свои действия и принёс извинения. Извинились и родители Хасиева. Пострадавшего от действий Хасиева молодого человека можно было точно так же сделать «героем» видео-сюжета, только извиняться он должен за свою позорную трусость.

С Хасиевым родители разобрались, а разобрались ли родители с московским подростком? Отчихвостили ли его за поведение, недостойное мужчины? Или побежали обнимать-зацеловывать, сдувать пылинки и убирать соринки? Не заслуживает ли и он серьёзного мужского разговора?

Парень, выросший в условиях явно далёких от проявлений мужественности и смелости, а, судя по его робкому поведению, в каком-то королевстве трусости, опозорился на всю страну не меньше, чем опозорился Хасиев. Быть тряпкой, а не мужчиной; по требованию хулигана жалобно лепетать «Ахмат» — сила»; быть неспособным дать достойный ответ обидчику — что это, как не позор?

Наше двигающееся по инерции общественное мнение автоматически принялось эмоционально защищать пострадавшего парня, упустив из виду, что его поведение — это не норма, а отклонение от нормы. Теперь многие трусливые подростки, ничего не державшие в руках тяжелее плеера и планшета, подумают, что малодушие — это даже хорошо, сам Кадыров за нас, зайцев трусливых, защищается.

СМИ невольно задали эталон поведения, обрушившись на Хасиева (вполне заслуженно) и умолчав о низости поведения другой стороны (совсем незаслуженно). Получился ужасный дисбаланс: позорная трусость пострадавшей стороны преподносится чуть ли не как норма, в то время сторона эта заслуживает не меньшей взбучки, чем невоспитанный юный житель села Автуры.

Трус в метро — он трус всегда и везде. Он струсит, когда при нём будут унижать женщину или обижать ребёнка. Он струсит на войне, когда будут убивать его товарищей.

С началом войны в Донбассе, в самые кровавые её дни, такие персонажи стадом побежали в разные стороны в разные страны. Державшие границу ополченцы, злые и отчаянные от тяжёлых боёв, ставили одно условие: надевайте юбки, как бабы, и в юбках переходите границу. Без юбок не пустим. А если ты мужик — иди воюй.

Находились такие, кто предпочитал юбку. Здоровые дядьки по 100 кг весом в юбчонках перебегали границу под презрительными взглядами ополченцев. Некоторые из «юбочников» давали ополченцам продукты: мол, возьмите, ребята, это мой вклад в вашу борьбу. Ополченцы не брали, потому что им было противно взять даже кусок хлеба из их трусливых ручонок.

Как думаете, у нашего пострадавшего больше шансов кем стать: мужиком в юбчонке или воином? И кто нашему обществу нужен — первый или второй? Или вы думаете, что наш московский персонаж из труса способен превратиться в бесстрашного тигра в иной ситуации? Сомневаюсь. Сидевший рядом с ним «осиновый листочек» такой же трус: молчал, как рыба, и боялся лишний раз вздохнуть. Это ли не позор?

Не знаю, как повели себя родители этих юношей. Но мудрые родители на их месте провели бы с ними внушительную воспитательную беседу, объяснив, что быть бессловесным объектом для издёвок, да ещё на видео, разлетевшимся по всей России — это позорное пятно на их репутации и на репутации всей семьи. Теперь каждый может, завидев их родителей, сказать: это те, чей сын сидел как пугливая барышня, и не смог за себя постоять.

Если все мы, наше общество, в целом, и наши СМИ, как рупор этого общества, парадигмально не изменим угол подачи информации о подобных происшествиях, будет у нас ещё много трусливых ягнят, дрожащих при виде хулигана.

Потом эти ягнята вырастают, и из юных трусов становятся взрослыми трусами. И мы про них ещё услышим, когда нам будут рассказывать, что где-то оскорбляли женщину, а проходивший рядом «мужчинка» сделал вид, будто ничего не видит. Или когда нахамили старику, а стоявший рядом взрослый человек ничего «не услышал». Или в бою кто-то бросил сослуживцев в беде. Или не спас ребёнка во время пожара, предпочтя не рисковать.

Знаю одну семью, где маменька чрезмерно заботливо относилась к своему дитю, берегла его от боевых видов спорта, не пускала ни на бокс, ни на борьбу, учила избегать опасности, а не встречать её. Однажды во время вечерней прогулки мальчик, завидев группу подвыпивших мужчин, бросил мать и сбежал в кусты.

Выпивохи были безобидными, ни к кому не приставали, но их присутствие мальчик автоматически воспринял как опасность, от которой надо спасаться. Ведь так его учила мама! И что было бы с этой мамой, если бы безобидные выпивохи оказались агрессивными? И так ли уж невиновата была бы она в своей ситуации?

Что заложено в тебя в юности, то ты сохранишь всю жизнь. С младых ногтей тебя воспитывают как комнатной растение? Избегаешь спортзалов? Боишься драки как черт ладана? Будешь во все стороны излучать виктимное поведение, будешь жертвой до конца жизни.