Павел Аристархов

Борьба с коррупцией не входит в планы Госдумы

Борьба с коррупцией - одна из самых любимых тем для российских политиков и должностных лиц разного ранга. Об этом народные избранники любят поговорить долго и со вкусом. Взять хотя бы  спикера Совета Федерации Сергея Миронова, который призвал законодательно приравнять коррупцию к государственной измене. «Коррупция, как ржавчина, разъедает основы государства, и нужно законодательно приравнять коррупцию к государственной измене со всеми вытекающими из этого последствиями», - заявил Миронов в ходе встречи с белгородским активом своей партии. При этом он подчеркнул, что в отношении тех, кто уличен в коррупции, должна применяться мера по обязательной конфискации имущества, как принадлежащего госчиновнику, уличенному в коррупции, так и его ближайшим родственникам. «Мы знаем, что зачастую бывает так, что чиновник уличен, но он сам гол как сокол и ничего не имеет», - заметил Миронов.

Сказано хорошо и сильно, хотя у кого-то возможно и вызовет нехорошие ассоциации с большой чисткой, «черными воронами», ночными стуками в дверь, 58-й статьей. Но те, у кого екнуло сердце (если таковые, конечно нашлись), напрасно, как выяснилось, беспокоились.  Поскольку 4-го апреля 2008 года Госдума РФ отклонила законопроект, не предлагающий сажать на кол или колесовать коррупционеров, а всего лишь предполагающий обязать чиновников раскрывать сведения о доходах и имуществе, а также имущественных обязательствах своих близких.

Согласно этому документу, чиновники (в том числе, президент, премьер-министр, а также судьи, сенаторы и депутаты) должны были бы предоставлять такие сведения во время пребывания в должности, а также в течение трех лет после того, как ее покинут. Кроме того, предлагалось установить специальные требования к таким чиновникам: например, запретить им принимать подарки, услуги, денежные вознаграждения, а также оплату отдыха, транспортных расходов и поездок за границу. Совершенно справедливо предполагалось, что такие меры помогут предотвращать и выявлять коррупцию в системе государственного управления.

Какова же причина, по которой парламент отклонил столь своевременный и нужный законопроект? Вернее не причина, о которой, наверное, догадываются многие, а предлог?  Как сообщил в своем заключении Комитет по делам Федерации и региональной политике, предлагаемый законопроект противоречит одному из принципов Конституции, декларирующему недопустимость сбора и хранения информации о частной жизни. Поскольку Конституция защищает частную и семейную тайну, то члены семьи чиновника не обязаны разглашать сведения о своих доходах или банковских вкладах. Звучит очень убедительно в стране, где, в том числе, и с благословения Госдумы, создаются обширные электронные досье на граждан, время от времени даже поступающие в продажу.