Неонацизм по-болгарски
Олег Горностаев

Неонацизм по-болгарски

Мы привыкли к неонацистским выходкам в Прибалтике или на Украине. И будем удивлены, что и в Болгарии похожие явления имеют место, пусть и в ином формате.

Во Вторую Мировую, как и в Первую, Болгария воевала на стороне Германии, что было вызвано голым геополитическим расчётом. Исторически болгары соперничали с сербами за приграничную Македонию, несколько раз за неё воевали. Сербы в мировых войнах были на стороне русских. Следовательно, София не смогла бы добиться от России поддержки своих притязаний на Македонию в случае присоединения к союзу Москвы и Белграда.

Германия была единственной мощной силой, противостоящей русскому влиянию на Балканах. К тому же, Германия стремилась к ослаблению Сербии, как союзника России в регионе. Выбор Болгарии при таком геополитическом раскладе был предопределён: она выбирала Германию.

Рядовые болгары не были в восторге от того, что им придётся воевать с русскими. На Восточном фронте кадровых подразделений болгарской армии не было. Москва и София сохраняли дипломатические контакты даже в период участия Болгарии в войне на стороне Гитлера. Зная это, германское командование использовало болгар там, где они могли принести больше пользы — в борьбе против сербов.

В 1944 г. Болгария повернула оружие против Третьего рейха. После победного 1945 г. по всей стране была увековечена память болгарских героев, сражавшихся с фашизмом.

С распадом социалистического лагеря над Болгарией завеяли другие идеологические ветры. Началось прославление других болгар — тех, кто сражался за Гитлера. Особенно преподносится фигура лётчика Димитра Списаревского. Российский МИД упоминал его фамилию в отчёте, посвящённом анализу неонацистских тенденций в Европе.

Сегодня София говорит о Списаревском как о герое. Во время воздушного боя с американскими самолётами он совершил таран и погиб. Болгары оправдываются тем, что американцы неразборчиво бомбили всё подряд, в том числе, мирные кварталы. Возможно. Но Списаревский не только американских лётчиков убивал. Рота под его руководством участвовала в облавах на партизан.

На месте гибели Списаревского водружён памятник. В Добриче, где он родился, и в Софии есть улица его имени. В 2008 г. выпущена марка с его изображением. На Центральном кладбище в Софии — его ухоженная могила. Болгарские власти не озадачиваются тем, что Списаревский воевал на стороне гитлеровцев.

Не озадачиваются настолько, что вполне лояльно относятся к Союзу болгарских национальных легионов (СБНЛ). Во время войны СБНЛ требовал от Софии жёсткого прогитлеровского курса, вербовал добровольцев для войны против Советского Союза, пытался вплести фашистскую идеологию в тезисы о болгарской национальной самобытности.

После поражения Третьего рейха боевики СБНЛ сбежали на Запад. В коммунистической Болгарии им надеяться было не на что. Но в 1989 г. СБНЛ был воссоздан, и действует до сих пор. Коммунизму надо отдать должное в том, что он бескомпромиссно боролся с нацизмом и неонацизмом. Когда на место коммунизма пришёл либерализм, стало понятно, что бороться с нацизмом он не будет.

При содействии СБНЛ появилась партия Болгарский демократический форум — продолжатель легионерской традиции, хотя и в более мягкой форме. С 2003 г. СБНЛ проводит Луков-марш — акцию в память о генерале Христо Лукове, яром фашисте, убитом подпольщиками-антифашистами. В его честь в Болгарии тоже называют улицы, а вот герои-подпольщики такой чести не удостаиваются.

В 1934 г. Максим Горький сказал: «Уничтожьте гомосексуализм — фашизм исчезнет!». Сюда следовало бы добавить либерализм, связанный и с гомосексуализмом, и с фашизмом. Уничтожьте либерализм — не будет ни фашизма, ни гомосексуализма.

Социалистическая Болгария была далеко не идеальной страной, но она была страной, где народ помнил подвиг советских и болгарских солдат-антифашистов. Либеральная прозападная Болгария уже не такая.