Шантаж Еревана: выход в Европу или Карабах

Завершение формирования кольца транспортной блокады вокруг Армении стоит $ 600 млн В грузинском регионе Самцхе-Джавахети (Южная Грузия) в ближайшее время стартуют работы по строительству грузинского участка железнодорожной магистрали Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Строители ожидают лишь подходящей погоды: в этом регионе Грузии зима продолжается до апреля, а снег сходит к маю. Магистраль будет иметь стратегическое значение для экономики востока Турции и двух закавказских государств – Грузии и Азербайджана. Ожидается, что ее пропускная способность достигнет 15 млн. тонн грузов в год. В значительной степени это позволит выйти из перманентного состояния блокады транспортных магистралей Южного Кавказа и многолетней замкнутости транспортных инфраструктур южнокавказских государств. На самом деле из-за замороженных конфликтов, в том числе конфликта между Арменией и Азербайджаном, а в последнее время из-за ухудшения грузино-российских отношений транспортные артерии всех стран региона оказались замкнутыми на себе. Армения имеет железнодорожный коридор с Грузией, у которой в свою очередь все последнее время работали только два транспортных коридора – железнодорожный через Азербайджан и автомобильный в Турцию. Только Азербайджан имеет прямое железнодорожное сообщение с Россией. В этой ситуации Армения оказалась практически полностью изолирована от России - своего главного внешнеэкономического партнера. Из-за грузино-абхазского конфликта закрыта главная железнодорожная магистраль, связывающая Грузию с Россией, а конфликт вокруг Нагорного Карабаха перекрыл все транспортные артерии этого региона. В этом смысле новая магистраль решит, во-первых, проблемы коммуникации Азербайджана с Турцией, что очень важно для обоих союзников, и создаст условия для переориентирования грузинского рынка с традиционного российского на западные. Задача для Грузии важная, учитывая то обстоятельство, что в обозримом будущем рассчитывать на потепление отношений между Россией и Грузией не приходится. Согласно существующим договоренностям все работы на грузинском участке дороги должны быть завершены не позднее 1 октября 2009 года. К этому времени предполагается, что и на турецком участке полотно будет готово. Месяц назад в Баку был утвержден бюджет проекта на этот год – более 70 млн. долларов. Но это лишь небольшая часть от общей стоимости проекта. Суммарная стоимость проекта дотянет до 600 млн. долларов. Железнодорожная ветка Ахалкалаки–Карс, строительство которой будет идти в этом и следующем году, лишь часть проекта. Из 105 километров ветки 76 км приходится на территорию Грузии и 29 на территорию Турции. Вторая часть проекта - это реконструкция существующей дороги Ахалкалаки–Марабда, которая сейчас находится в крайней степени изношенности. Принципиальное решение о реализации проекта было принято еще 7-го февраля прошлого года Турцией, Грузией и Азербайджаном, как рамочное межгосударственное соглашение о создании международного транспортного железнодорожного коридора Карс-Тбилиси-Баку. Строительство дороги будет вести азербайджанская компания «Азеришаат сервис», которая выиграла тендер в ноябре прошлого года. Помимо железной дороги будет построена сопутствующая инфраструктура, в том числе, в Ахалкалаки планируется построить пункт по переходу поездов с существующей в Грузии колеи на европейскую колею. Значение строящейся магистрали нельзя недооценивать. Во-первых, оно укладывается в существующую стратегию диверсификации транспортных потоков и создания новых транспортных коридоров Восток-Запад через Турцию, а не Россию, как это было раньше. Первым шагом на этом пути был нефтепровод Баку-Джейхан, второй шаг – железная дорога, а можно предположить, что третьим шагом будет реконструкция существующих шоссе, что позволит связать в единый узел автомагистрали Малой Азии и Южного Кавказа. В принципе, все, что для этого нужно, реконструировать шоссе Батуми-Ахалцихе. Сегодня эта дорога труднопроходима, ее нужно полностью восстанавливать, но реализовать этот проект совершенно несложно. Если и этот проект будет осуществлен, то возникнет принципиально новая внешнеэкономическая конъюнктура в странах региона, которая с помощью транспортных потоков будет ориентирована не на Россию, как это было последние 150 лет, а на Турцию и Евросоюз. Но важное политическое значение этот проект имеет еще и потому, что он, по существу, замыкает кольцо экономической блокады вокруг Армении. Можно сказать, что завершение формирования кольца транспортной блокады вокруг Армении стоит 600 млн. долларов, т.е. суммарную стоимость этого проекта. Теперь страна остается вне всех существующих в регионе транспортных потоков, соответственно, крупных экономических проектов, с чрезвычайно замкнутой инфраструктурой. Реализацию проекта железной дороги Карс-Тбилиси-Баку можно считать большой победой Азербайджана. Но вряд ли могло бы быть по-другому. Азербайджан выступает основным донором проекта и вправе заказывать свою музыку. В частности, Грузии пришлось пойти на условия Баку во всем, что касается этого проекта. Для строительства грузинского участка дороги Азербайджан предоставил Грузии кредит в 200 млн. долларов сроком на 25 лет. Однако, учитывая то обстоятельство, что строить дорогу будет азербайджанская компания, то значительная часть этих денег вернется в страну. Таким образом, проект не просто выгоден Азербайджану, а супервыгоден. Помимо выгодного транзита, Баку очень удачно инвестировал свободные средства. Во всем, что касается этого проекта, политические амбиции оказались дороже экономической целесообразности. Дело в том, что на самом деле для создания железнодорожного коридора Восток-Запад вообще не требовалось строить новую дорогу. Существует железнодорожная ветка Карс-Гюмри, которая через Армению более близким путем выводит к Тбилиси. Реконструкция этого пути обошлась бы в копейки, но в данном случае на первом месте стояли политические мотивы. Новый президент Армении Серж Саркисян, неоднократно комментируя отношение Армении к этому проекту, заявлял, что он не направлен против интересов Армении. Видимо, этими заявлениями он пытается смягчить отношение общества к жесткому удару по интересам страны. Некоторое время назад, будучи премьером, Саркисян заявил о том, что Еревану в свое время предлагалось подключиться и к проекту Баку-Джейхан, но за это требовали отказаться от поддержки Нагорного Карабаха. Армения на такую уступку пойти не смогла. Вероятно, торг был и в этом случае. От Еревана требуют уступок своих стратегических интересов. В результате страна остается вне стратегических проектов.