пятница, 23 Августа, 2019

Подробно

Игра «в школу»

Александр Гончаров
26.09.2018 - 00:39
Игра «в школу»

Еще с эпохи Древнего мира, когда только начали обучать детей, школа всегда играла особую роль в обществе. Школа призвана не только давать знания, но, если угодно, отбирать для государства людей, обладающих определенным набором качеств и формировать поведенческие стереотипы. Если школа этим не занимается, то плохи дела у страны ее имеющую. Гражданство не впитывается вместе с молоком матери и, соответственно, гражданином не рождаются, а становятся. На уроках истории, географии, литературы и даже математики и физики, человек начинает обретать облик гражданина. 

 

В этой ситуации очень важна личность учителя. Совершенно не случайно все выпускники школ вспоминают первого учителя, чаще всего первую учительницу (у нашей школы женское лицо!). И здесь дело не только в том, что маленьких детей встретил в школе первый учитель, гораздо вернее будет сказать, что он (она) работал один и запомнился так же. Для ученика неудачный опыт общения с учителем в начальных классах – это почти катастрофа. По образу первого учителя школьник в дальнейшем оценивает всех других педагогов. Начальная школа закладывает многие достижения и поражения человека в школе.

Бизнесмены и политики могут рассуждать об экономической составляющей системы образования, но школа, сведенная к экономике и политике – это путь в никуда. Хотите потерять человеческий потенциал государства, расстроить гражданскую жизнь, разобрать общество на элементы, тогда прекратите заниматься школой, сведите все обучение под запросы текущего экономического и политического момента и через поколение вы получите умирающую страну, ослабленную духовно и морально, страну незнаек и эгоистов.

Дети в садиках часто играют «в школу», причем назначая себя учителями, а игрушки, разных там мишек, зайчиков, кукол и роботов-трансформеров, исключительно учениками. Меняются столетия, игрушки, книжки с картинками, но дети играют в школу только так. Если понаблюдать за игрой, так чтобы не было видно, то обнаружиться, что ребенок-«учитель» пользуется своим игровым лидирующим «правом» – ставить оценки, но вот сам процесс «обучения» игрушек скомкан и не интересен. Чему, впрочем, удивляться нельзя, как и возмущаться этим тоже. Ребенку, в силу возрастных особенностей (после шести лет в школу уже не играют!) не хватает элементарных знаний и взрослого такта, чтобы хотя бы казаться «учителем». Хорошо еще если он плюшевому мишке «почитает», то есть перескажет книжку, а не просто поставит в угол за какую-нибудь провинность. 

  

Беда, но в XX и XXI вв., взрослые дяди в Европе, да и в нашей стране, стали относится к школе, как дети в детском саду, разве что на другом уровне, без осторожности, рассудительности и соблюдения морально-нравственных правил. Если малость все упростить, то школа превратилась в поле для социальных экспериментов, учреждение, где не обучают и воспитывают будущих граждан, но учат вовремя чистить зубки и соблюдать отработанный до схем режимчик. Из школ были изгнаны классические языки: латынь и древнегреческий, а в России еще и церковнославянский. А потом все стали удивляться по поводу исчезновения гениев во всех сферах: науке, политике, промышленности и т. д. Эти «ненужные» языки структурировали сознание школьника, приучали к пониманию языка как такового. Далеко не случайно, гимназисты из Царской России, пусть и мучились с латинским языком, зато потом легко усваивали иностранные языки, такие как немецкий, французский, испанский и английский. Из школ так же удалили логику и философию. А ведь та же логика позволяла людям научиться не делать логических ошибок уже в реальной жизни. В позднем СССР логика в обычной школе не изучалась, а мы ныне удивляемся отчего это люди взрослые и вроде бы как разумные, попадались на удочку финансовых пирамид вроде МММ и голосовали на выборах за политиков, раздававших самые безумные обещания.

Так как западная школа нас волнует меньше всего, давайте поговорим о своей, отечественной, причем приближенной к нашим дням. 

После революции 1917 года мы имели совершенно разные школы и в разные эпохи. Все началось с резкого изгнания религии из учебных заведений. Процесс секуляризации школы с удалением из программ «Закона Божьего» совершенно не способствовал и становлению ребенка как личности. Но «тогдашних» реформаторов это не интересовало, ведь они оперировали термином «массы» и школе приказали изготавливать «строителей коммунизма», «борцов с капитализмом» и «пламенных интернационалистов». Преподавание в школе истории запрещалось и вводилось некое подобие политических курсов. Старые педагогические кадры, особенно на селе, в большинстве своем были потеряны, сказались гражданская война, голод, эмиграция. 

 

Советская школа 20-нач. 30-х гг. XX в. – это сплошное опытное поле. Вводились программы, от традиционного образования, переходили к «проектам», в некоторых местах отменялись оценки, вводился принцип «лабораторно-трудового» обучения, росло количество внешкольных мероприятий, собраний и празднований, школьные «суды» над Богом и литературным персонажем – Евгением  Онегиным. Причем качество учительского коллектива желало быть лучшим. Педагогическое образование сводилось даже к двухмесячным курсам. И в середине 30-х гг. обнаружилось, что безграмотные педагоги выпускают очень слабых учеников. Причем чем дальше школа располагалась от столицы, тем все обстояло хуже и хуже. Процитируем газету «Красная Мордовия» (сентябрь 1935 года): «Колоссальный процент педагогов не имеет даже пятиклассного образования, многие из них с трудом сами освоили четыре правила арифметики, почти совершенно не знают орфографии и элементарнейших правил грамматики». И подобное положение дел являлось типичным. В связи с этим была проведена первая аттестация учителей началась в 1936 году. С нее и начались все те аттестации учителей, которые проводятся до сих пор. И что же увидели? Например, что читаем в одном из протоколов аттестации: ««О руководителях партии и правительства не имеет понятия. Совершенно не имеет представления о художественной литературе и методах преподавания. Географии не знает. В политических вопросах не разбирается. Программы начальной школы не освоил». Или в другом документе говорится: «много таких работников, которые имеют образование 4-5 классов, сейчас числятся на заочном обучении за 6 класс, но на самом деле не учатся и не могут ответить ни на один элементарный вопрос, на который любой колхозник даст ответ». Все осложнялось и борьбой с антисоветчиной в школе. Комсомолец, побывавший на мероприятии педагогов в 1935 году сообщает, что «на конференции учителей Темниковского района забыли избрать в почетный президиум Хосе-Диаса, Тельмана, Кагановича и т. д. А когда называлось имя Сталина, учителя не встали!». 

  

В конце концов, советская власть решилась разобраться со всем негативом. Решением Совета Народных Комиссаров № 27 от 26 октября 1940 года вводилась плата за обучение в школах разного типа:

«Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признаёт необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:

1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.

2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:

а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;

б) во всех остальных городах, а также сёлах – 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.

1. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:

а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, – 400 рублей в год;

б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, – 300 рублей в год…»

Конечно, можно поиронизировать над введением платного обучения, но в тот момент оно являлось необходимым. Родителей и старших учеников, и студентов подтолкнули самостоятельно следить за образовательным уровнем. Плата это и предполагала. 

Вообще, в СССР поняли, что лучше использовать старые образцы школ, дававшие хорошие результаты, чем бездумно увлекаться «пролетарской» экспериментальной «образованщиной». Пошел поворот в доброй русской гимназии. Идет Великая Отечественная война. И в 1943 г. вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. И это отлично учитывало поло-возрастные особенности детства и построение воспитательного процесса в соответствии с ними, а не с мифами идеологического свойства. Позже в школу возвращают логику. Руководитель Советского Союза Иосиф Сталин (бывший семинарист Джугашвили) отлично знал преимущества царской школы и недостатки сугубо советской. И все эти решения не были спонтанными. Государству потребовался гражданин, а не марионетка.

Однако, все закончилось в середине 50-х гг.

В 60-80-е годы советская школа стала постепенно терять свой авторитет, накопленный в послевоенную эпоху. Хотя и оставалось много хорошего. Она ведь была школой гуманистической. И, чтобы там не выдумывали, личность ученика ценилась и понималась. Педагогические вузы работали и выпускали кадры, соответствующие времени. В школу тихой сапой возвращались методы и приемы из педагогики К. Д. Ушинского и других российских корифеев учительства. Но сам учитель и учительская профессия стали умаляться. На мой взгляд очень страшными являются художественные фильмы, повествующие о школьных буднях: «Большая перемена» (1972-1973), «Доживем до понедельника» (1967), «Точка, точка, запятая…» (1973).  

 

Фильмы великолепно снятые, наивные, смешные, добрые и поэтому особо правдивые. Советское кино четко передало упадок. Мужчины для школы становятся уникальным явлением, а воспитывать мальчиков приходится нервическим учительницам. И хоть «Большая перемена» рассказывает о школе для взрослых, где учатся рабочие люди, но там женский коллектив приходит в восторг, что к ним в качестве историка наконец приходит мужчина. И в этом советская школа разительно отличается от царской гимназии, в которую мужчин не надо было заманивать или направлять. Все банально. Труд советского учителя оценивался гораздо меньше, чем преподавателя старой гимназии. Экономия на учителе и явилась одной из косвенных причин гибели СССР. Конечно, можно сослаться на последствия Великой Отечественной войны, говоря об уменьшении количества мужчин в школах, но это оправдание совсем не является честным. В школе 50-х гг. мужской элемент еще оставался сильным.

И огромной бедой советской поздней школы была идеологическая ложь. Фильм «Доживем до понедельника» отлично показывает это. Учитель истории, фронтовик, Илья Семенович Мельников (в роли – Вячеслав Тихонов, известный большинству нынешних зрителей XXI века по сериалу «Семнадцать мгновений весны» (1971-1973)) просто откровенно обманывает учеников, рассказывая о героическом революционере лейтенанте Шмидте. Историк, закончивший университет или хороший педагогический вуз и знакомый с кн6игами добротных советских ученых, не мог не знать, что Шмидт не был тем лицом, которое расписывали учебники. И это было известно давным-давно. Не случайно в сатирическом романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» (1931) фигурируют «дети лейтенанта Шмидта», а не какие-нибудь «дети Баумана» и т. п. Советские образованные люди великолепно знали, что Шмидт, даже по революционным лекалам, не может быть насильственно втиснут в «герои».

 

Российская школа XXI столетия, желаете вы или не желаете, живет советским наследием. И мы, похоже, пусть и частично копируем школу 20-х гг. Новое оказалось достаточно забытым старым. И если в начале XX века хотели вырастить «революционер-интернационалиста, то ныне господствует образ «космополита-потребителя». Вводятся дисциплины, вроде «экономики», а «Закон Божий» в школу не возвращен. «Основы православной культуры» совсем не заняли места основополагающего предмета и в подавляющем количестве регионов России от них отказываются.

Не будем обманываться, школа – это зеркало общества. В школе отражаются все наши проблемы. И нечего на зеркало пенять, коли…

И еще. Личность педагога в школе не занимает первого ряда, а с внедрением «цифровой школы» грозит превратится, вообще, в призрак. Но, ежели личность учителя умалена, то каковой же тогда будет личность ученика? Используя лишь одни технологии гражданина не воспитать. И есть повод задуматься об этом, как и о фразе Гены Шестопала из художественного фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье, по-моему, это когда тебя понимают!»

Кстати, «по-моему» Шестопал зачеркнул…

Отдел информации
Отдел информации
Николай Севостьянов
Отдел информации
Отдел информации
Отдел информации
Отдел информации
Считаем число жертв
Отдел информации
Варшава ликвидировала более 420 советских монументов
Ирина Антонова
Авиалайнер посадили на брюхо в кукурузном поле. Без жертв
Отдел информации
В Минприроде заявили о возможном запрете на экспорт леса в Китай
Отдел информации
Зачем Василия Бойко-Великого посадили в клетку
Леонид Болотин
Мошенники уже не спрашивают персональные данные
Отдел информации
Россия продолжает сокращать вложения в госбумаги США
Отдел информации
Почему промышленный гигант ХКБМ оказался под угрозой закрытия
Анна Пономарева
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования