Сергей Спиридонов

"Дети фюрера" по-техасски

События вокруг детей с ранчо, расположенного у городка Эльдорадо, штат Техас принимают все более трагический оттенок. Напомним, что в этом ранчо проживала коммуна мормонов – представителей религиозной секты, допускающих полигамию.

В целом представители этой секты, не смотря на эту особенность, имеют вполне респектабельное положение, но под Эльдорадо находились адепты одной из ветвей мормонов - Фундаменталистской церкви Иисуса Христа святых последних дней, отличающейся более строгой приверженностью первоначальным положениям этого своеобразного религиозного учения.

Данная община, насчитывающая более тысячи членов, стала объектом полицейской операции, продлившейся с 5 по 9 апреля 2008 года. К ранчо полицейские силы подтянули бронетехнику и тяжелое вооружение, но им никто и не думал оказывать сопротивление. Они изъяли из семей сектантов 416 несовершеннолетних детей и вывезли их из ранчо.

Более сотни взрослых женщин, матерей «эвакуированных» детей, последовали за ними.

Причиной проведения масштабной силовой операции со столь странным финалом (массовое изъятие детей из семей) послужил некий анонимный звонок в местное полицейское управление. Звонила якобы одна  из сектанток, 16-летняя девушка, которая утверждала, что ее насильно выдали замуж.

По другой версии, также озвученной представителями правоохранительных органов, в полицию позвонила 16-летняя девушка, заявившая о том, что ее избивают с целью принудить стать "духовной" женой взрослого мужчины. То есть во втором варианте насильственный брак только предполагался. Но самое удивительное другое – никаких следов анонимной «жертвы изуверов» полиции так и не удалось обнаружить. То есть данный звонок, если он вообще имел место (общественности не была представлена его запись, которая непременно в таких случаях делается) вполне мог оказаться сознательным оговором или розыгрышем. Тем не менее, полиция сочла его вполне достаточным основанием для вторжения на ранчо и насильственного вывоза детей сектантов, которым якобы угрожало сексуальное насилие.

Между прочим, ряд американских журналистов считает, что никакого звонка в реальности не было. Они сделали это заключение, исходя из того, что  оперативные работники полиции не предприняли никаких реальных шагов по установлению контакта с предполагаемой жертвой семейного насилия перед операцией. А уже после ее начала даже не пытаясь выяснить подлинную ситуацию, принялись хватать и увозить от родителей детей.

Между тем, захваченных детей вместе с матерями разместили в фильтрационном пункте, наспех оборудованном на стадионе города Сан-Анджело (совсем, как во время военного переворота в Чили в 1974 году). Стремясь найти хоть какой-то компромат на руководство секты, следователи допрашивают детей, в том числе и не достигших школьного возраста, оказывают на детей психологическое давление, проводят принудительные медицинские обследования. Требуют от малюток (даже не понимающих чего от них хотят), чтобы они рассказали о своей «сексуальной жизни», которую с ними ведут их родители и другие сектанты. Все это заставило их матерей обратиться к губернатору штата с требованием прекратить беззаконие.

Ответом на этот крик о помощи стало решение властей штата  запретить матерям, которые добровольно последовали за детьми захваченными на ранчо мормонов находиться рядом с ними. Следователи решили, что, если дети будут содержаться отдельно от своих матерей, они будут более откровенны на допросах, которым они постоянно подвергаются. После этого все совершеннолетние женщины были вывезены со стадиона San Angelo Coliseum и возвращены обратно на ранчо.

Представитель техасского Департамента семьи и защиты прав ребенка Марлии Мейзнер  пояснила журналистам: "Мы считаем, что дети, являющиеся жертвами насилия и пренебрежения со стороны собственных родителей, будут чувствовать себя в большей безопасности вдали от них и с большей охотой расскажут правду, чем когда рядом с ними сидят мамы и учат, как отвечать на вопросы".

Следует отметить, что «насилие и пренебрежение со стороны собственных родителей» есть пока что отнюдь не доказанные факты, а не более чем досужие предположения «защитницы прав ребенка» и полицейских. Кроме того, из ее высказываний совершенно отчетливо видно, что цель этого шага облегчить возможности давления на детей, которые, оставшись без поддержки матерей, становятся беззащитными против манипуляций и психологических провокаций. Между прочим, исходя из этих соображений в России (которую в США считают полицейским государством) допрос несовершеннолетнего допускается только в присутствии родителей или адвоката. Как мы видим, в США к этому вопросу подходят иначе, полагая, что родители только мешают установлению истины.

Через день после удаления матерей началось рассмотрение дела об опеке над детьми мормонов в окружном суде. Поскольку опросить четыре сотни детей, оставшихся без матерей и потому «более откровенных» в течение суток просто невозможно, видимо их показания уже никого не интересовали. Судебная машина была спешно запущена. По мнению правозащитников, такая торопливость властей продиктована стремлением не дать возможности родителям детей подготовиться к защите.

Такая поспешность не могла не сказаться на качестве судебного заседания. Многочисленные наблюдатели охарактеризовали его, как хаотическое. Так,  в первый день слушаний по делу об опеке над 416 детьми, которых власти Техаса вывезли с ранчо мормонов-сектантов, окружной судья Барбара Уолтер  смогла выслушать показания только троих свидетелей.

Несколько сотен адвокатов, изъявивших желание бесплатно представлять интересы детей на процессе, не вместились в зал суда, и их пришлось разместить в соседнем здании. Предполагалось, что они будут принимать участие в слушании дела посредством телемоста. Однако юристы остались недовольны качеством изображения и звука. По их словам, они едва могли разобрать, о чем идет речь на процессе. В этом некоторые из них усмотрели целенаправленные действия властей, стремящихся таким образом парализовать работу защиты.

Судья во время допроса свидетелей не успевала реагировать на возражения, которые сыпались на нее со всех сторон от сотен адвокатов. Свидетелям приходилось отвечать на один и тот же вопрос много раз, поскольку его задавали адвокаты, представляющие интересы разных семей.

Когда суду были представлены записи семейного состояния, которые велись на ранчо мормонов, более 350 представителей защиты потребовали предоставить им возможность ознакомиться с вещественными доказательствами. Тогда судья и объявила перерыв на 40 минут. Барбара Уолтер решила, что, поскольку эти записи содержат личные данные, она не может позволить переслать их в соседнее здание по электронной почте. Она постановила, что судебный курьер должен сам ознакомить каждого из адвокатов с этими документами. Примерно через час после объявления перерыва слушания возобновились, но сопровождались теми же трудностями, что серьезно замедляло процесс.

В результате к вечеру первого дня слушаний обвинение успело только потребовать провести генетическую экспертизу детей сектантов, для того чтобы установить родственные связи между членами полигамной секты.
Представители следствия и обвинения утверждают, что эта мера необходима, поскольку якобы в ответ на вопрос "кто ваша мать?" даже подростки указывают на двух, а то и на пятерых женщин, а малыши в показаниях путаются еще больше.

Сторона обвинения на этом процессе пыталась доказать, что значительная часть детей мормонов подвергалась физическому или сексуальному насилию в своих семьях и в общине и что всем детям сектантов угрожает насилие в будущем. Она добивалась лишения их родителей родительских прав и расселения детей по приемным семьям. Представители защиты отстаивали право мормонов жить в соответствии с собственными представлениями и доказывали, что детям на ранчо ничего не угрожало.

В ходе рассмотрения дела свидетель со стороны защиты показал под присягой, что в секте нет практики принуждения 13-летних девушек к браку, как утверждает государственное обвинение. На стороне мормонов выступил и религиовед Джон Уолш, поставивший под сомнение одну из основных улик, обнаруженных следствием - расположенную в храме кровать, на которой, по мнению прокурора, немедленно после венчания браки осуществлялись фактически. "Исторически кровать использовалась исключительно для литургии в храме. Богослужение длится пару часов, поэтому во всех мормонских церквях имеется место, где можно при необходимости прилечь, - сообщил эксперт, изучавший практики секты в течение 18 лет. - Однако никаких сексуальных действий в мормонском храме никогда не происходило".

Уолш также сказал, что полигамные браки, от которых большая часть мормонов отказалась около ста лет назад и которые сохранились в Церкви последних дней, являются единственной отличительной чертой секты, во всем остальном похожей на другие американские протестантские конфессии.

Однако решающую роль сыграл представленный государственным обвинением список, в котором перечислены имена десяти женщин, вступивших в брак или забеременевших в несовершеннолетнем возрасте. По словам официальных лиц, список был обнаружен в сейфе во время обыска на ранчо. В подлинности подобного «секретного списка» серьезно усомнились как представители защиты, так и правозащитники. Да и зачем было сектантам составлять столь странную бумагу, авторство которой, так же как и звонка «жертвы насилия» не установлено? Разве что специально для полиции.  

Вердикт суда был таков - более 400 детей, вывезенных с ранчо секты мормонов-многоженцев, изымаются из их семей и передаются под опеку государства. Такое решение было принято в суде штата Техас вечером 18 апреля, после двухдневных судебных слушаний.

"Здесь дело не в религии, а в необходимости оградить детей от сексуальных посягательств (ни одного факта, которого так и не было установлено – прим. С.С.)", - заявила пресс-секретарь службы защиты детей. Адвокаты защиты намерены опротестовать решение суда.

Так в два дня было решено дело, которое уже  признано самым громким и сложным в юридической истории США, имеющую богатую практику судебных разбирательств, связанных с насилием, совершаемым над детьми.

Для вынесения такого вердикта не потребовалось, ни установить родство детей, ни рассмотреть ситуацию в каждой семье, как это делается в нормальной юридической практике в тех странах, где еще действуют законы. Ничего этого в сегодняшней Америке не нужно. Не усложняя себе жизнь подобными «мелочами», власти просто отняли детей у родителей, как забирают щенят у суки или котят у кошки. Так в свое время поступали нацисты с детьми инакомыслящих, «арийского происхождения» (детей «унтерменшей» отправляли в концлагерь). Они отправляли их в специальные воспитательные заведения, где им усилено «промывали мозги», а затем старались воспитать в преданности идеалам нацизма и лично Гитлеру. Их называли «детьми фюрера».

Центр Политической Свободы