Антон Кривенюк

Геноцид в действии: армяне запрещены в Азербайджане

24 апреля Армения отмечала память жертв геноцида армянского народа в Османской империи. В этом году отмечалась 93-ая годовщина геноцида. Геноцид армян - первый в XX веке - унес жизни более чем полутора миллиона человек. Фактически уничтожение армянского населения нынешних восточных районов Турции  продолжалось до 1923 года. До первой мировой войны в Турции проживало два миллиона армян. Конкретно 24 апреля 1915 года в Константинополе было арестовано и впоследствии истреблено более тысячи представителей армянской интеллигенции. Это был первый этап геноцида.

Жертвами геноцида стали не только люди, но и армянские культурные ценности, и духовные центры. В 1915-1916 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Многие памятники истории, архитектуры и культуры армянского народа на территории Турции считаются турецкими властями частью турецкой культуры. Признание Турцией геноцида является стратегической задачей внешней политики Армении.
В результате геноцида был оформлен захват Турцией всей исторической Западной Армении. На территории Турции находится и по сей день главный символ Армении -  гора Арарат, куда армяне не имеют доступа.

Со временем в обыкновенные провинциальные города Турции превратились такие армянские центры как Ван, Карс, Трабзон, Артвин и др. Сегодня, согласно официальной турецкой статистике, в этой стране проживает чуть более 200 тысяч армян. По оценкам армянских экспертов, это значительно больше. Тем не менее, на тех землях, где был осуществлен геноцид, армян не осталось. По данным армянской диаспоры Стамбула, этом в крупнейшем городе Турции проживает около 70 тысяч армян. В результате некоторой либерализации турецкой политики в последнее десятилетие армяне Турции получили возможность использовать свои исконные фамилии. Были открыты школы и даже церкви. Тем не менее, Турция далека от признания геноцида армян. Хотя на сегодняшний день в Евросоюзе остались считанные страны, не признавшие геноцид.

После продолжавшейся несколько лет операции по уничтожению армян лишь четверть всех армян живших в Османской империи смогли бегством спастись от гибели. Таким образом, возникли мощные армянские общины в Сочи и Абхазии. На сегодняшний день численность армянской общины в Сочи достигла почти ста тысяч человек, в Абхазии проживает около 70 тыс. человек. Если вернуться к современным реалиям, то армянские общины во всех странах Южного Кавказа являются мощными составляющими местных социумов. Исключение, конечно, составляет Азербайджан. Армянская община, проживавшая в советском Азербайджане, полностью покинула страну. Сегодня в Азербайджане действует не гласное правило не допускать в страну лиц армянской национальности, откуда бы они ни были. Поэтому, если у вас фамилия оканчивается на «ян», то вам просто не продадут билет на Бакинский рейс. В Азербайджане вообще действует очень жесткая система ограничений на все армянское. Например, нигде не открываются сайты, находящиеся в доменной зоне .AM, недопустимо в любой форме использовать армянский язык. Справедливости ради стоит отметить, что в Армении дело обстоит совершенно по-другому. Азербайджанцев здесь встречают, хотя и настороженно, в присутствии сил безопасности, однако у них существует возможность передвижения. Другой вопрос, что азербайджанцы сюда не ездят. В Азербайджане поездка в Армению воспринимается обществом как уголовное преступление.

В Грузии армянский вопрос традиционно сложен. Взаимоотношения между двумя общинами серьезно испортило участие армянского населения Абхазии в войне 1992-1993гг. на абхазской стороне. Между тем, армянская проблема в Грузии - это проблема неразвитости грузинского государственного механизма. Общая численность армянского населения в Грузии не дотягивает даже до 10% всего населении страны. Но есть компактно заселенный армянами грузинский регион Самцхе-Джавахети, которые армяне называют Джавахк.  По имеющимся данным число армян, проживающих здесь, превышает 300 тыс. человек. Возможно, только в последние годы здесь наметилась тенденция улучшения, прежде всего, политической ситуации. Все время до этого с момента создания независимого грузинского государства регион балансировал на грани войны. Для того, чтобы внутри Грузии вспыхнул межнациональный конфликт не хватило только ввода грузинских войск. Все остальные предпосылки были. В 90-х в регионе была создана политическая организация «Вирк», которая так и не была зарегистрирована грузинскими властями официально. Эта организация добивалась самоуправления в армянонаселенном регионе. Мотиваций для этого было хоть отбавляй. Дискриминация местного населения в органах власти, невозможность самореализации в Грузии из-за незнания языка, закрытие армянских и открытие грузинских школ и многое другое. Были даже такие экзотичные, но очень влиявшие на общественное мнение формы дискриминации как объявление армянских церквей и армянских культурных памятников грузинскими. В этой ситуации «Вирк» настаивал на получении регионом особого статуса, в первую очередь, для того, чтобы оградить население от репрессивных методов грузинской администрации. Это позволило бы избавиться от грузинского чиновничества на местах, заменив их на армян. Корень той проблемы вырастал из-за оговоренных действующим законодательством требований знания государственного языка всеми госчиновниками и даже директорами школ. Джавахк же - регион армяноязычный, грузинский язык здесь почти не знают, а для коннекта с центральными властями используют русский.

Как сейчас отмечают эксперты, в том числе и местные, «Вирк» на самом деле добивался не столько самоуправления, сколько планировал отторжение Джавахка от Грузии с последующей его интеграцией в Армению. Но в Ереване, для которого Грузия оставалась единственным окном во внешний мир, предпочли не рисковать и не только не поддержали «Вирк» в его стремлениях, но и дистанцировались от любых проармянских сил Джавахка. И когда в Ахалкалаки (центр Джавахка) уже видели новую карту Армении с вновь приобретенными территориями, в Ереване остановили расширение географического пространства Армении на достижениях в Карабахе. А население Джавахка и так в значительной степени интегрировано в Армению. Регион напрямую граничит с Арменией, местная молодежь получает образование преимущественно в Армении, даже электроэнергию здесь получают из Армении.  

За малым не взорвала мир в регионе ситуация вокруг российской военной базы в Ахалкалаки. Требования Грузии о выводе базы встретили жесточайшее сопротивление местного населения. Во-первых, российские войска виделись им гарантом безопасности в случае предполагавшегося тогда военного похода в Джавахк грузинских войск. Во-вторых, российская военная база была основным работодателем в Ахалкалаки, и задействованные здесь местные жители боялись потерять единственную работу. Тогда лидеры «Вирка» и не только, заявляли, что если отсюда сейчас уйдут российские солдаты, то завтра они вернутся сюда как миротворцы. Базу, тем не менее, вывели. Армяне Джавахка остались один на один с грузинами. Но ситуация начала постепенно выправляться. Фактором, существенно влиявшим на конфликтогенный потенциал региона, была его беспросветная бедность. И сегодня это самый бедный регион Грузии. Сложные климатические условия, отсутствие нормальных дорог и прочие детали создают крайне сложный политический фон Джавахка. Заявления о поддержке населения региона со стороны президента Грузии Михаила Саакашвили во многом так и остались декларациями. Однако общий экономический рост в некоторой степени снизил угрозу возникновения здесь нового очага вооруженного конфликта.

В Абхазии армяне и количественно и качественно играют значительно большую роль в жизни страны. В Абхазии проживает порядка 70 тыс. армян, что превышает пятую часть всего населения страны. Здесь нет как в Грузии региона с компактным проживанием только армянского населения, но есть два района, Гагрский и Гульрипшский, в которых армянское население составляет не менее половины от общего числа. Относительно высокий уровень влияния армян на положение дел в Абхазии объясняется в первую очередь поддержкой, которая была оказана общиной государству во время войны с Грузией в 1992-1993гг. Тогда был сформирован отдельный армянский батальон, значительная часть армян сражалась в составе других соединений. Армянская община Абхазии подверглась жесточайшему террору со стороны грузинских войск. Как принято считать, это стало основным аргументом в пользу кооперации с этническими абхазами в борьбе против Грузии.

Ярко выраженных антагонизмов между армянской и абхазской общинами нет, также как и нет разрыва в уровне экономического развития, что существенно снижает конфликтогенную базу. Вместе с тем, общественное мнение уже давно высказывает претензии относительно роста мигрантов из Армении и Карабаха в западных районах Абхазии. Общий рост числа этнических армян за счет числа трудовых мигрантов растет, и это все более беспокоит политическую элиту.

politsvoboda.ru