Русские походы в Афганистан
Олег Назаров

Русские походы в Афганистан

Искусство должно быть реалистичным. С этим доводом трудно поспорить, особенно когда дело касается военно-патриотической тематики.

Вспоминается в этой связи один из современных фильмов про афганскую войну «Охотники за караванами», где советский офицер (его роль исполнял Алексей Серебряков) зловещим голосом говорит новобранцам: «Афганистан — это страна, которую ещё никому не удавалось покорить».

Лично у меня при этой фразе возникли следующие неприятные ассоциации: «Готовьтесь, парни, вам будет худо. Что там ваша советская армия! Так, ерунда! Непобедимые афганцы победят вас, уж будьте уверены».

Неприятные, потому что слова киношного героя не соответствовали истине. И потому, что не люблю, чтобы в наших фильмах наших же солдат ставили на планку ниже тех, с кем они воевали.

Разве можно представить, чтобы в 1930-1940-х гг. советский кинематограф внушал нашим гражданам: «Японию/Финляндию/Румынию/Германию ещё никто не смог победить»? С каким настроем наша страна встретила бы нападение врага 22 июня 1941 г., если бы такие фразы звучали с экранов?

За такую фразу фильм сразу же зарубила бы цензура, и правильно сделала. Нечего распространять панические настроения, да ещё вкладывать слова отчаяния в уста советского офицера.

Вернёмся к Афганистану. Афганская кампания 1979-1989 гг. была для Советского Союза четвёртой (!) по счёту, о чем многие сегодня не знают. Она была не очень удачной, хотя абсолютно проигрышной её тоже нельзя назвать: 18-20-летние мальчишки вступили в бой с жестокими бородатыми головорезами. Зато предыдущие три были проведены просто блестяще и служат образцом быстрых и дерзких военных операций в стране, «которую никому не удавалось покорить».

1924 г. — советские лётчики, присланные в Афганистан по просьбе Кабула для обучения афганского лётного состава, участвуют в боях с антиправительственными силами в Хосте. Назвать это полномасштабной кампанией нельзя, так как наши пилоты совершили всего четыре боевых вылета, разбросав листовки над позициями мятежников возле Зурмаха и отбомбились рядом с их позициями для устрашения. Но это подействовало: спустя некоторое время мятеж был подавлен.

1929 г. — в Афганистан, опять-таки, по просьбе официального Кабула, вошли два отряда Красной армии общей численностью около 3-х тысяч человек. В стране захватили власть мусульманские фанатики, препятствовавшие обновлению экономики и социальной жизни Афганистана. Король Аманулла был свергнут, за действиями фанатиков просматривались интересы Великобритании. Назвав себя моджахедами, мятежники получили от англичан оружие и объявили священную войну против «неверных».

Наши отряды без особых проблем брали штурмом один афганский город за другим. Часто было так: афганцы клялись, что будут сражаться до последней капли крови, но залпа из нескольких пушек было достаточно, чтобы они забыли свою клятву и разбежались, кто куда.

1930 г. — в Афганистан снова заходят подразделения Красной армии для умиротворения афганских моджахедов, тревоживших советские границы и даже помышлявших о серьезном локальном противостоянии с СССР. То есть, ситуация напоминала обстановку на таджикско-афганской границе в 1990-х, где российские пограничники несли боевую службу.

Поход 1930 г. в страну, которую «никому не удавалось покорить», был проведён в максимально сжатые сроки и с минимальными потерями. Афганцы потеряли несколько тысяч убитыми, наши — одного (!) военнослужащего, утонувшего в реке. С угрозой со стороны Афганистана было надолго покончено.

Первым же серьёзным сражением с афганцами принято считать бои на реке Кушка 18 марта 1885 г. Русский отряд под командованием героя Кавказской и русско-турецкой войны генерала Александра Виссарионовича Комарова при поддержке туркмен всего за три часа разгромил втрое превосходящие силы афганцев, подстрекаемых англичанами.

В мемуарах тех лет даже встречается термин «англо-афганцы». Он имеет политический, а не этнический смысл, подразумевая соучастие Лондона в событиях на Кушке. За ходом сражения с афганского берега наблюдали британские советники и увидели разгром своих подопечных во всей красе.

Мы потеряли 9 человек убитыми, джигиты из страны, «которую никому не удавалось покорить», потеряли 1 тысячу, в том числе четверых высокопоставленных командиров.

Полковник Генштаба А.Д. Шеманский позже писал, что перепуганные афганцы в ужасе убегали вглубь страны, преодолевая по 50-100 вёрст в стуки, погибая от стужи и ран. Их нагнал гонец от генерала Комарова, заверивший, что преследовать беглецов русские не намерены; что погибшие захоронены по мусульманскому обряду, а раненые получат надлежащий уход и будут отправлены на родину. Только после этого воины страны, «которую никому не удавалось покорить», вздохнули с облегчением.

Иллюстрация сверху: Франс Рубо «Бой на Кушке»