Сергей Спиридонов

В объятьях безграничной прослушки

В ближайшее время правоохранительные структуры  смогут  получить право на прослушку всех мобильных телефонных сетей. Госсовет  Республики Татарстан  внес в Госдуму РФ законопроект, в случае принятия которого органы получат бесконтрольный доступ к телефонным разговорам российских граждан.

Данная инициатива позиционируется как мера, направленная на борьбу с хищениями  мобильников, а также позволит наносить "точечные" удары по определенным лицам. Вроде того, как при уничтожении Джохара Дудаева, когда его местонахождение было зафиксировано по разговору с мобильного телефона.

По сообщениям СМИ, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" поступил в первых числах мая в нижнюю палату российского парламента. Как подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту, он "направлен на снижение количества преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи". Но непосредственно о "прослушке" в документе не говорится.

Напомним, что не далее, как  в марте текущего года Мининформсвязи РФ совершенно официально обязало все телекоммуникационные компании, а также интернет-провайдеров предоставить возможность спецслужбам проводить неограниченное и неконтролируемое прослушивание телефонов и снятие информации. И это притом, что Конституция России допускает это только на основании судебного решения.

Следует отметить, что существует достаточно эффективная система борьбы с хищениями мобильных телефонов. В сотовой связи стандарта GSM она основана на осуществлении операторами сотовой связи IMEI-контроля (международный идентификатор мобильного оборудования.)

IMEI - это уникальный номер, состоящий из 15 цифр, который присвоен каждому техническому устройству и запрограммирован в нем компанией-производителем либо официальным представителем с санкции компании-производителя. Осуществление IMEI-контроля путем включения процедуры идентификации IMEI по черному списку (которым устанавливается запрет доступа в систему GSM) позволяет операторам сотовой связи блокировать в своих сетях работу похищенных телефонов.

Отметим, что данная схема успешно функционирует, в том числе и в нашей стране, без всякого участия сотрудников правоохранительных структур. И поэтому утверждение Госсовета Татарстана о том, что право требовать от операторов связи предоставление информации об установленных производителем идентификационных номерах средств связи и абонентах без санкции суда или прокуратуры, закрепленное за правоохранительными органами, позволит сократить число хищений мобильников, не совсем логично. У человека похищают телефон, он сообщает об этом оператору, и телефон немедленно блокируется. Но какую роль в этой схеме можно отвести правоохранителям, не совсем понятно. И почему  "данные нормы могут стать существенным инструментом профилактики преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи", если спецслужбы получат бесконтрольный доступ к ранее конфиденциальной информации?

Законопроект предлагает также предоставить правоохранителям право требовать от операторов связи прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

По сообщениям СМИ эта функция может осуществляться автоматически, посредством анализа идущих переговоров с помощью определенных слов-кодов. Учитывая высокую "мобильность" России - речь идет о десятках миллионов аппаратов сотовой связи - даже трудно представить масштабы подобной системы. Нечто подобное уже не один год используется нашими правоохранительными структурами в регионе конфликтов и прилегающих к ним территорий. Но ранее организация такой прослушки требовала прокурорских санкций. В случае же принятия законопроекта подобная деятельность станет бесконтрольной, повсеместной и постоянной. Особенно трогательным выглядит уверение инициаторов законопроекта, что он, прежде всего, направлен на защиту «конституционных прав граждан нашей страны». Как тут не вспомнить старика Оруэлла?