В состоянии зверя
Роман Витич

В состоянии зверя

Мудрецы всех времён и народов видели в музыке средство воспитания, а не подстёгивания низменных инстинктов и разрушительных эмоций. Если с их точки зрения оценивать современную российскую эстраду, придётся признать, что последняя представляет собой примитивное и морально разрушительное явление.

Разумеется, речь не о всех исполнителях. Есть, слава Богу, у нас певцы, темой творчества которых остаются чистая любовь, чувство долга и товарищества, готовность защищать Родину. Но есть, к несчастью, и другие исполнители, прорвавшиеся на сцену, но далёкие от музыки и морали, и «имя им легион».

Христианство рассматривает музыку как ангельское творение для услаждения слуха человеческого и указания человеку на горний духовный мир, как мир дарованного Богом блаженства. С грехопадением Адама и Евы музыкальный вкус человека тоже испортился.

Человек превратил музыку в хлыст, подстёгивая им свои греховные страсти. Объектом музыкальных воспеваний стали грязные и низменные поступки и эмоции – похоть, разврат, житейская глупость, примитивность мышления, агрессивное неприятие окружающего мира и проч. Создаётся впечатление, что наша сцена активно захватывается дегенеративными вырожденцами, которые со сцены спешат поделиться своей дегенеративностью.

«Похороните меня за плинтусом» - наверняка многие слышали эту строчку из молодёжной песни. Вообще-то, «Похороните меня за плинтусом» - название повести Павла Санаева, наполненной нравственных семейных переживаний.

Песня «Похороните меня за плинтусом» - это набор бестолковых фраз. Лишь бы рифма была, смысла не надо. А если спросят про смысл, исполнитель всегда может укрыться за туманной фразой о каком-то своём, особом творческом видении жизни, которое не передать осмысленными словами, и которое-де, простому смертному не понять.

У многих исполнителей наблюдается какое-то болезненное желание к деструктивности и самоуничтожению. Стоит ли удивляться, что барабанщик группы со «светлым» и «жизнелюбивым» названием «Мертвые дельфины» Сергей Золотухин покончил жизнь самоубийством?

Сначала группа называлась «Живые дельфины», но потом была переименована в «Мертвые…». С привкусом мертвечины музыкантам легче игралось и пелось. Вряд ли они отдают себе отчёт, что их выступление – пропаганда деструктивного отношения к жизни. Деструктивности и горестей в нашей жизни и так много, но наших исполнителей тянет ещё и к распространению этой деструктивности, как мух не на мёд.

Василий Ключевский называл музыку лекарством, которое помогает преодолевать мрачные стороны жизни и дарит душевную радость. Как мало это относится к современной эстраде!

Посмотрите, сколько тёплых душевных комментариев на YouTube под каждой старой советской песней о любви, душе, добре, нежности! И сколько там критики в адрес современных развязных исполнителей, чьё «творчество» бесконечно далеко от любви, души, добра и нежности. Люди хотят чистоты, а эстрада им предлагает грязь.
Многие современные хиты откровенно глупы. Верно сказал актёр Иван Охлобыстин: выучив английский язык, ты понимаешь, какие набитые дураки были твои любимые зарубежные исполнители.

У нас под песню Hotel California романтично танцевали влюблённые пары, а песня – про мерзкую гостиницу и наркотики. Вы можете себе представить вашего солидного отца или деда, который вытанцовывал бы под песенку про наркоту? Вы бы его сильно уважали за это? Вот вам иллюстрация, как низко мы пали по сравнению с прошлыми поколениями.

Современная музыка стремится к национальной бесцветности. Она космополитична, и даже на английском языке имеет мало общего с английской культурой. Это изъясняющееся на английском языке равнодушие к своим национальным корням.

Глобализация объявила войну всему народному и традиционному, и в музыке тоже. «Евровидение» - это скудоумное торжество глобализированой англоязычности. Проводить конкурс такого же масштаба для этнических коллективов Запад не хочет, хотя такой конкурс культурно обогатил бы слушателей, предоставив им возможность познакомиться с музыкальной культурой народов Европы. Но вместо этого нам предлагают слушать электронный шум, называемый достойной музыкой по какому-то недоразумению.

Обществу надвязываются низкосортные музыкальные образцы, выдаваемые за идеал. В 2006 г. «Евровидение» выиграла финская группа Lordi, сборище взрослых дико орущих особей в  латексных костюмах чудовищ. Помните точку зрения христианства, что музыка изначально была ангельским творением? На примере группы Lordi вы видите, как человек может уничтожить это творение.  

С победой их лично поздравил премьер-министр Финляндии, сам ради этого превратившийся в фигляра. В прежние времена, когда между правителем и шутом сохранялся ницшеанский «пафос дистанции», появление политика в обществе музыкантов кабацкого уровня было бы невозможно.

«Когда простой народ находится в состоянии птиц и зверей,…нет способных понять, что он делает зло», - учил Ван Фучжи, китайский философ XVIII в. Состоянием птиц и зверей Ван Фучжи называл нравственно-культурную и морально-этическую неразборчивость человека. Финский премьер поздравлял Lordi с победой, пребывая как раз в таком состоянии.

Многие современные исполнители своим «творчеством» напрочь лишают музыку нравственно-воспитательной функции, насыщая её взамен необузданной телесностью. Наш мир технически усложняется, а наша музыка нравственно и интеллектуально упрощается.

Космополитичная музыка – прямой путь к забвению национальных традиций. Раньше по мелодии можно было узнать национальную принадлежность её исполнителя, а сейчас мы только узнаем, что он выучил английский алфавит.
Однотипный англизированный музыкальный мир – это серость и скука, разноцветье музыкальных традиций народов Земли остаются за его рамками.

В классической музыке мы не видим национальных отличий, потому что классика – высшая точка слияния культур, а попса – нижняя точка, где культура уничтожается.

«Музыка – самая тесная связь с народом. Она может изменить его взгляды, подарить новое мировоззрение, заставить любить что-то новое, наставить на другой путь», - писал Моцарт. Развязная эстрада может заставить человека низко пасть, а не подарить добродетельное мировоззрение.

Повсеместная музыкальная англоязычность вредит не только азиатской, но и европейской музыке, потому что подавляет французские, шведские, португальские, чешские певческие традиции. Из выступления финской группы Lordi мы не узнали ничего о финской музыкальной культуре. Мы узнали только, что музыканты Lordi умеют хорошо пугать зрителя страшными костюмами со сцены.

Англоязычные исполнители любят закручивать свои песни вокруг дешёвых сюжетов – наркотики, доступные женщины, своё бестолковое пребывание в этом мире, о том, как их кто-то где-то не понимает, хотя на самом деле не понимают они. Современной музыке, особенно западной, не хватает жизненного здоровья, и потому она убивает.