Москва будет биться за Севастополь
Подготовил Ярослав Таманцев

Москва будет биться за Севастополь

Руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Георгий Львович Мурадов

В Крыму Москва имеет Дом Москвы в Севастополе, который открыт в прошлом году, и Русский культурный центр в Симферополе. Эти организации ведут культурно-просветительскую деятельность, деятельность по поддержке русского языка, экономических связей с Крымом и Севастополем - этими двумя административно-территориальными единицами Украины.

Программы поддержки соотечественников направлены на то, чтобы люди могли пользоваться своим родным языком. Разумеется, поддерживаются школьные программы. Немало культурных мероприятий проводится в Крыму и Севастополе. Основное, конечно, внимание уделяется работе с Черноморским Флотом, в том числе оказанию социальной поддержки Москвой военнослужащим Флота, поддержанию кораблей ЧФ.

Известно, что Москва построила для моряков-черноморцев ряд жилых домов. В Севастополе работает филиал МГУ. Все это направлено на то, чтобы молодежь могла получать образование на родном языке. В последнее время многие комментируют выступление Юрия Михайловича Лужкова в Севастополе. Его высказывания вызвали реакцию МИД РФ.

Пресс-служба отреагировала на действия Службы безопасности Украины, которая объявила Юрия Михайловича персоной нон грата. Подчеркну, что это решение абсолютно несостоятельно и даже абсурдно, потому что политические деятели имеют право высказываться по существующим политическим проблемам между государствами. Не случайно, в пресс-службе мэра и Правительства Москвы отмечалось, что если для каждого политика, который высказывает свое мнение (а Лужков – один из лидеров правящей партии «Единая Россия»), будут выдаваться такие «красные жетоны» на въезд, то общаться будет некому и не с кем.

Если посчитали, что эта тема затрагивает безопасность Украины, то подчеркну, что тема вступления Украины в НАТО связана с безопасностью Российской Федерации. Так что же, теперь всех, кто высказывается за вступление Украины в НАТО, признать у нас персонами нон грата? Неверное, это смешно. Не таким способом все это решается. Мэр говорил о существовании реальных фактов, приводил документы, которые связаны со статусом Севастополя.

Ни в одном документе нет ни одного известного юридической науке акта о признании города Севастополя украинской территорией. Об этом говорил мэр. Есть другие документы. Мы, как демократически мыслящие люди, должны понимать, что главный документ – волеизъявление народа.

В Севастополе, как отдельной административно-территориальной единице, в 1991 году проводился референдум, который подтвердил статус союзного подчинения города. 200 тысяч 759 человек высказалось за сохранение такого статуса (то есть, огромное большинство населения – 95% голосов), и только 10 тысяч 353 - против. Недействительными были признаны 2964 бюллетеней. Потом эти решения подтверждались уже после распада Советского Союза также решением Севастопольского городского совета 23 августа 1994 года «О статусе города Севастополя». Пункт первый этого решения гласит: «Признать российский правовой статус города Севастополя». Никто эти документы, показывающие волеизъявление жителей Севастополя, не отменял. Об этом мэр и говорил. Тем более что в 1954 году Севастополь не передавался и не упоминался как передаваемый Украине.

Наверное, выступление и высказывания Юрия Лужкова надо рассматривать в общем контексте российско-украинских отношений, складывающихся в последнее время, в частности, после объявления о курсе нового украинского руководства на вступление страны в НАТО – военно-политическую группировку, в которую Российская Федерация не входит, и в отношении которой, безусловно, появилась новая обеспокоенность. Она связана с тем, что ведется линия на размещение новых систем вооружения, радарных и ракетных систем в странах Центральной и Восточной Европы.

Но между украинским руководством и украинским народом есть различие. Все чаще и больше высказываются претензии и притязания в отношении российских ресурсов, того, что у России оказались такие природные ресурсы. Из политического подсознания некоторых крупных политиков и аналитиков эта тема выходит в сознание, и Россия снова начинают обкладывать новыми системами вооружений, принимать все окружающие страны в военно-политический блок.

В крупных западных изданиях открыто говорят, что стоит вопрос о том, чтобы российские природные ресурсы, которые не слишком велики, по их мнению, надо взять под иной контроль. Говорится и о том, что «энергетическая безопасность» (термин, кстати, достаточно спорный) приобретает такое же значение, что и военная безопасность. А кто создает угрозу энергетической безопасности? Не те страны, у которых нет энергетических ресурсов, а, оказывается, те, у которых они есть. Это Ирак (с ним разобрались), Иран (еще не разобрались), Российская Федерация. Соответственно, угроза безопасности всего мира исходит от России, потому что у нее есть энергоресурсы. Значит, эту угрозу надо ликвидировать. Такая логика, к сожалению, все больше и больше слышна и высказывается. К этому пирогу вожделенного западными политиками раздела российских ресурсов хочет прислониться и национал-политическая элита Украины. Не оказаться в стороне, когда придет час, и НАТО созреет к тому, чтобы ставить об этом вопрос. И мы тут будет рядом, тем более, мы на российских рубежах и глубоко внедрены в российскую территорию.

А народ украинский? Украина нужна натовцам, потому что если такое через 15-20 лет состоится, и будет кризис вокруг природных ресурсов, вокруг России и ее территориальной целостности, то нужна, так называемая, живая сила. Это 50 млн. украинцев. Чего может быть лучше для НАТО? Но нужно ли выступать народу мясом в конфликтах? Украинский народ жил в мире и безопасности только в условиях единения с российским народом. Тогда у украинского народа исторически была безопасность. Так что существуют коренные противоречия между интересами националистической украинской элиты, которая думает обогатиться за счет возможных приобретений и украинского народа. Его никто не спрашивал о необходимости вступления в НАТО, который внутренне еще понимает эту угрозу и не хочет с этим мириться, особенно в восточных и южных областях Украины, в Крыму, которые всегда ощущали себя единым целым с российским народом.

Если движение Украины будет продолжаться в противоположную сторону от России и возможной конфронтации с ней, внутри самой Украины будет возникать все больше проблем и внешних проблем, связанных с безопасностью, которая исторически обеспечивалась Государством Российским, понимаемым, как единое целое, касающееся российского и украинского народов. Именно в этом политическом контексте можно говорить о высказываниях мэра Москвы, которые не случайны.

Тема украинизации, которая сегодня активно звучит на Украине, весьма специфична. Украинизацию можно осуществить на основе единения с Россией, продолжения общих традиций языка, культуры, двуязычия? Наверное, некоторые украинские политики считают, что нет. Они ведут украинизацию на основе антироссийской линии. Чтобы разделиться России и Украине, по их логике, нужно быть антироссийски настроенным. Вот тогда и произойдет украинизация, вот к чему и подводится нынешняя политическая ситуация с украинизацией и героизацией тех людей, которые всегда выступали против единства и дружбы двух народов, которые были предателями и коллаборационистами с любыми силами – с крымскими ханами или со шведами против России и Украины. Они героизируются, потому что они были против единства и теснейших связей украинского и российского народов. На этой основе никакая дружба не может быть построена.

Поэтому и ставится так остро вопрос, в том числе и в Государственной Думе РФ по поводу продления или не продления Договора 1997 года с Украиной о дружбе. Тем более что в его 6-й статье говорится, что «каждая из высоких сторон воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой высокой договаривающейся стороны и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой стороны. Ни одна из сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой стороны».