Талибов выманивают на север
Олег Назаров

Талибов выманивают на север

Афганские талибы проверяют на прочность границы СНГ. Недавно пришли свежие сообщения о боестолкновениях на туркмено-афганской границе, сообщалось о гибели более двух десятков туркменских пограничников. Ситуация один в один напомнила события 2016 г., когда душманы провели серию вооружённых атак на туркменские пограничные наряды, убив почти взвод туркменских военнослужащих.

В этом году атаки талибов на туркменских погранцов совпали с нападениями на правительственные войска Афганистана у приграничных с Таджикистаном уездах Хваджа Гхар, Янги Кала, Даргад. Издание «Вечерний Бишкек» информирует, что во многих уездах по соседству с Таджикистаном власть перешла в руки талибов. Они полные хозяева захваченных территорий и готовят дальнейшие атаки на афганскую армию.

Наверняка достанется и пограничникам Таджикистана, охраняющим труднодоступную границу между двух государств, испещрённую горными тропами, ущельями, пещерами, речными потоками.

13 июля была 25-я годовщина мужественной обороны 12-й заставы Московского погранотряда. В 1993 г. сотни вооружённых до зубов душманов долго не могли взять заставу, охраняемую 45 храбрыми воинами — русскими, узбеками, таджиками, башкирами, табасаранцами, татарами. Советский Союз распался совсем недавно, и многие боевые части ВС России ещё сохраняли свой многонациональный состав. В неравном бою полегли 25 из них, отступив лишь после почти полного расхода боеприпасов и практически полного разрушения самой заставы. Шесть воинов были представлены к званию Героя России, из них четверо — посмертно.

Теперь обстановка на границе накаляется вновь. В Киргизии наблюдают с тревогой о ситуации на таджикско-афганских рубежах. Таджикистан — единственное препятствие на пути банд экстремистов из Афганистана в Киргизию. Сомнут Таджикистан, сомнут и Киргизию.

Но и Таджикистану в одиночку не выстоять. Нужна помощь ОДКБ и, особенно, России, учитывая высокий моральный дух и боевой опыт российского воинства. Для России защита таджикско-афганской границы — это защита внутренних российских территорий от наркотрафика, пропаганды исламистской идеологии,  нелегального оружия. Таджикская граница для России не чужая, а стратегически важный дальний рубеж обороны.

НАТО намеренно не добивает талибов в Афганистане, надеясь использовать их против России и её союзников по ОДКБ. Западная дипломатия подняла настоящий вой, когда Москва вступила с талибами в диалог. Запад привык, что с террористами разговаривает только он. Москву обвинили в поддержке исламского терроризма и прочих пакостях.

На деле со стороны Москвы это был холодный стратегический расчёт. Если ты не разговариваешь с хулиганом, с ним будут разговаривать другие. И другие, а не ты, смогут с ним договориться. Ситуация напоминает 1938 г., когда все западные страны наперегонки бегали на переговоры к Гитлеру, а СССР до сих пор обвиняют чуть ли не в сговоре с фюрером из-за того, что он тоже попытался перевести проблемы отношений с Третьим рейхом в переговорную плоскость во избежание войны.

Запад не хочет, чтобы Средняя Азия избежала войны с талибами и потому искаженно преподносит истинные цели контактов Москвы с талибами. Запад боится, что талибов выведут из-под его контроля, и тогда не получится направить этих экстремистов на Россию, Таджикистан, Туркмению и т.д.

Поведение Туркмении здесь, к слову, вызывает озабоченность. Президент Бердымухамедов превратился в заправского диктатора: на контакты с внешним миром не идёт, запретил молодёжи выезжать за границу, любой интеграционный союз в СНГ считает угрозой своей личной безграничной власти.

Из-за этого Туркмения держится особняком, жёстко цензурирует СМИ, идёт на заключение только ситуативных союзов, без долгосрочной перспективы. Ашхабад даже отрицает факт боев на туркмено-афганской границе. Дескать, все в порядке, никто на нас не нападал, никто наших солдат не убивал. И всё из-за желания представить угрозу исламизма в регионе в заниженном виде, дабы не созрела сама собой необходимость более тесного сотрудничества со странами региона — Россией, Таджикистаном, Киргизией, Узбекистаном.

Такая политика Ашхабада не способствует быстрым и эффективным мерам по снижению террористической угрозы в регионе. Если Туркмения заполыхает, она неизбежно обратится к соседям, в первую очередь, к России.

Взгляните отстранённым взглядом на карту бывшей Российской Империи, бывшего Советского Союза. Их геополитическое пространство, некогда составлявшее единое целое, разорвано на конкурирующие сегменты. Узбеки предъявляют претензии киргизам, таджики — узбекам и т.п. Мы в XXI веке живем как разделённые племена века этак XVI, когда казахские жузы, туркменские роды и прочие кочевали, конкурировали, контролировали каждый свою территорию. От такой раздробленности хорошо не было ни кому. Чем плотнее спаяно геополитическое пространство, тем оно крепче.

У нас же оно «распаяно», вместо племён, вождей и коней — республики, президенты да шикарные авто, а мышление все то же, как и триста лет назад: держатся за своё кресло как среднеазиатские беки прошлых веков. Назарбаев решил затащить казахов в лоно латинской цивилизации, отказавшись от кириллицы (поступок более чем мерзкий), Бердымухамедов сидит и думает не о союзе с соседями, а как бы от них отгородиться. Вот так и живём, вот так этим и пользуются наши противники.

Вот так и надо понимать слова Путина: «Развал СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой XX в.». Западная пропаганда этих слов ему не простила. Знают на Западе, как важно для нас восстановить цельность нашего геополитического пространства и как важно для них держать его в раздроблённом состоянии.

Действия талибов в южном подбрюшье России — один из элементов общей стратегии Запада против нашей страны и её соседей.