Мягкий голландский империализм
Олег Горностаев

Мягкий голландский империализм

В ХХI веке империализм выглядит не так, как в XVI или XVIII в. Империалисты современности не действует откровенно, как действовали испанские или английские работорговцы прошлых веков. Они действуют мягче, прикрываясь демократическими нормами и демократической риторикой.

Нидерланды редко упоминаются среди империалистических стран. Чаще всего говорят о США, Великобритании, Франции, Германии. А зря. Голландцы в своё время успели уничтожить немало людей в Африке и даже захватить владения в Южной Америке — острова Аруба, Кюрасао, Бонайре, Синт-Эстатиус, Саба (архипелаг Малых Антильских островов) и других кусочков суши помельче в Карибском море.

Общее население всех островов не достигает и 300 тысяч человек. Они не относятся ни к одной нидерландской провинции, но считаются территорией Нидерландов. Занятно придумано, да? С 2010 г. Нидерланды предоставили островам автономный статус. Теперь эти острова — автономные государства и особые общины в составе Королевства Нидерландов.

Как живут на островах под голландским владычеством? Понятно, что сегодня голландцы никого там в цепи не заковывают и в рабство не отправляют. Жители островов получают при рождении нидерландское гражданство, в школах изучается голландский язык, которым островитяне владеют вполне достойно.

Но есть свои «но». Островитяне недовольны высоким уровнем налогов, которые Нидерланды выкачивают из местного бюджета. Островитяне недовольны оскорбительной разницей в оплате труда, когда приезжающий на остров белый нидерландец получает в несколько раз больше, чем местный житель — потомок индейцев, индийских слуг или африканских рабов.

Нидерландские власти, ясное дело, объясняют разницу в зарплате не цветом кожи (Боже упаси, у нас же демократия!). Они объясняют это тем, что у выходцев из Нидерландов образование выше, чем у островитян, хотя, например, на Бонайре уровень школьного образования не уступает уровню в нидерландских школах. К тому же, как было сказано выше, школьники Бонайре изучают нидерландский язык, интегрируются, так сказать, в нидерландскую культуру с самого детства.

Командированный в местный аэропорт нидерландский военнослужащий или представитель другой охранной структуры получает в 3-4 раза более высокую зарплату, чем местные сотрудники. Он проживает в лучших гостиницах, питается в лучших ресторанах.

Это раздражает коренных островитян. Ведь они по закону уравнены в правах с жителями Нидерландов, обладают нидерландским гражданством, могут запросто переехать на ПМЖ в Нидерланды. Что многие, между прочим, и делают, отчаявшись найти достойную работу на острове.

Переехав в Нидерланды, бывшие жители Кюрасао или Бонейре начинают получать наравне с остальными нидерландцами. Стоит им вернуться назад, зарплата снова снижается.

В своё время голландцы совершили трудовой подвиг, отвоевав у моря 70% территории и превратив свою страну в процветающий уголок Европы. Экономический рывок XVI в. был совершён благодаря во многом самому передовому на тот момент инструментарию — работорговле, которой не брезговали западные страны.

В какой-то мере толика рабовладельческого сознания сохранилась в европейском менталитете до сих дней. Жители Бонейре, Кюрасао, Аруба и других принадлежащих Нидерландам островов думают именно так.