Украденная история Африки
Анатолий Агранин

Украденная история Африки

Ранее мы писали об ошибочности европоцентричного подхода к всемирной истории, оставляющего за скобками живописную историю многоликой Азии. Настал черёд подтвердить ошибочность этого подхода другими фактами — из Африки.

История Африки — это не только работорговля и колонии. Можно сказать, что Запад украл и спрятал историю Африки от посторонних глаз, чтобы ничто не мешало порабощать её жителей и грабить её недра. Если бы история Африки была всеобщим достоянием, тогда раздались бы голоса о необходимости исследовать эту историю, изучать её закономерности и влияние на культуру африканских народов.

Но западные колонизаторы постановили, что у африканцев культуры нет, а сами они — животные, только внешне похожие на людей. И, как человек прогоняет с насиженного места стаю собак или травит рой саранчи, так можно прогонять и травить и африканцев.

Так решили на Западе и сделали всю историю европоцентричной. Создаётся впечатление, что только в Европе история и творилась. А куда не ступала нога европейца, там не было и истории. О, колонизаторская заносчивость! О, высокомерие!

Среди европейских учёных были бескорыстные исследователи Африки, но их деятельность не делала, как говорится, погоды в исторической науке Европы. И очень зря.

В Африке уже в XI в. существовал свой аналог китайского Шёлкового пути – транссахарские торговые пути, пролегавшие по территории нескольких современных государств Центральной и Северной Африки. Причём, жившие там народы поддерживали экономические отношения с Карфагеном и Римом. Но о Риме мы знаем всё, и благодаря Риму знаем о Карфагене (сейчас это территория Туниса). Если бы не Рим, не знали бы и Карфагена.

А вот об империи Гана, основанной в VIII в., не знаем. Между тем, это было одно из наиболее развитых государственных образований своей эпохи в регионе. Современная Гана — маленькая бедная страна, но древняя империя Гана была богатой, привлекавшей множество арабских купцов. Из арабских письменных источников европейцы и узнали об этом государстве.

В XV в. на смену империи Гана приходит крупное государство Сонгай, раскинувшееся на территории Мали, Нигера и Нигерии. Долгое время Сонгай и Гана сосуществовали, но постепенно последняя теряла свою политическую и экономическую монополию в регионе.

Одновременно с Сонгай развивалась империя Мали. Мало кто об этом слышал, хотя Дженненская соборная мечеть в этом государстве внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как крупнейшее глиняное здание в мире, удивляющее своей величественностью. В этом же списке — сонгайское медресе Санкоре.

Правитель империи Манса Муса был настолько богат, что по версии издания Celebrity Net Worth назван самым богатым человеком в истории человечества! Территориальный размах империи Мали тоже впечатляет — она охватывала земли современных Мали, Сенегала, Мавритании, Гвинеи, Нигера. Торговала слоновой костью, шкурами носорогов, драгоценными камнями, золотом.

С XV в. крупными торговыми центрами Чёрного континента были полисы Кадуна, Замфара, Кано. Через них шли караваны по транссахарскому торговому маршруту. Затем самым влиятельным африканским государством становится халифат Сокото и держится на высоте до 1906 г., пока окончательно не падет перед британскими пушками и пулемётами.

Султанат Вадаи, исламские города-государства народа хауса Адамава, Илорин, Нупе, Борну, древнеэфиопское государство Аксум (приняло христианство ещё в 333 г.), царство Хадрамаут (на территории современного Йемена) — это неполный дополнительный перечень прочих государственных образований в Африке. Многие из них были передовыми в экономическом отношении государствами. Так что неспроста в Ветхом Завете о царице Савской, прибывшей к царю Соломону из Африки, говорится: «И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценных камней».

Судьба древней Африки не похожа на судьбу современной Африки. Древняя Африка была более независимой, вела самостоятельную торговлю с Ближним Востоком. Первые полисы в Африке — явление не менее интересное, чем полисы Древней Греции.

В романах западных писателей Африка — это только пустыня, джунгли и дикари. Как этот взгляд далёк от исторической действительности!

Насильственная европоцентричность мировой истории — часть пропагандистского дискурса западной цивилизации. Не умаляя её достижений и значимости, укажем, что западная цивилизация — не единственная, и история принадлежит не только ей. Вспомните, как в царские времена некоторые европейцы при русском дворе старались переиначить историю России на свой, западный лад в ущерб её величию и исторической правде.

Западная история лишает Африку исторической субъектности. Так же, как и Азию. Субъектом истории Запад считает только себя, остальных — объектом. Это все тот же привычный для западного сознания колониалистский дискурс, только облечённый в научные формулировки. Научный расизм тоже бывает. И намеренное умаление западными учёными значимости истории Африки и Азии в лоне истории всемирной как раз и является таким расизмом.