Об играх и игромании
Юрий Жучков

Об играх и игромании

Не успела на днях Всемирная организация здравоохранения, причислить зависимость от онлайн- и видеоигр к новому перечню болезней и расстройств, как вновь оживились сторонники старинного лозунга «Игры несут зло». Стремясь на удачно подвернувшемся медийном поводе вновь утвердить в общественном сознании старую как мир ретроградскую идею о вредоносности какого-либо прогресса, людоведы и душелюбы традиционно ведут песнь об «сплевывании» самих видео игр, как таковых и game-индустрии, как источника этого «зла».

Приведу пример подобного, не самого «злобного» взгляда на упомянутую проблему. Несколько дней назад на канале «ОТР»(ссылка) в программе «Отражение» вышла передача по рассматриваемой теме. К чести редакции, не смотря на тенденциозность самой темы игромании, передачу попытались сделать, на сколько это возможно, максимально объективной. Осторожные реплики ведущих, перемежались речью профессионального психолога, описывавшего основные признаки патологической зависимости от онлайн- и видеоигр. Черту под негативной оценкой игромании подвёл уличный опрос, показавший, что среди, в основном молодых, граждан России игрозависимых абсолютное меньшинство, численно сопоставимое с математической погрешностью при поголовной переписи населения.

Некоторые другие, как отечественные, так и зарубежные СМИ, которые, по понятным причинам «пиарить» не станем, были более категоричны…

Готовясь отметить 20-летний юбилей профессиональной деятельности в game development-е в качестве сценариста, при непосредственном участии которого создана большая часть известных отечественных war-games, как один из представителей «цитадели игроманического зла», хотел бы в очередной раз заострить внимание всей прогрессивной и не очень общественности на нескольких, на мой взгляд, «азбучных» аксиомах.

Руководство страны неустанно твердит о «некой» «цифровой экономике» и технологическом прорыве, без которого стране не выжить в ХХI веке. Сомневающимся в такой стратегии развития рекомендуется пристально посмотреть на «дружественный» Китай... Поднебесная рубежа ХХ-ХХI вв. прославилась на весь мир «неестественно» дешёвой рабочей силой, но, не смотря на это, «даже Китай» стремительно рвётся к роботизации всех мыслимых видов производств, их интеллектуальной составляющей, логистики и т.п. процессов. В основе подавляющего большинства таких начинаний от вовлечения молодёжи в саму т.н. «цифровую сферу» и подготовки кадров до основ искусственного интеллекта лежит, как это «ужасно» не прозвучало бы, компьютерная игра.

Большинство критиков и противников любят по разным соображениям рассматривать лишь «видимую часть айсберга» — игры развлекательного характера. Между тем, мир за счёт всё большего «отражения в виртуальной реальности» или, как сейчас стало модно говорить, цифровизации практически завершает своё превращение в одну «большую компьютерную игру».

На бытовом уровне уже ни кого не удивишь различными приборами, вроде роботизированных пылесосов, газонокосилок с аналогичными способностями, «интернет»-холодильниками, сигналящими зашедшему в магазин владельцу о заканчивающихся припасах и т.п. роботизированными комплексами, вершиной которых, на современном технологическом уровне считается т.н. «умный дом».

В промышленном секторе уже очень давно и прочно обосновались автоматизированные системы проектирования (САПР), станки с ЧПУ (станок с программным управлением) и другие, более сложные роботизированные линии и комплексы, готовые заработать ещё шустрее и производительнее с повсеместным внедрением в процесс соответствующего искусственного интеллекта.

Про беспилотные автомобили — «отдельная песня». Подробнее «споём» её в другой раз. Теперь же будет достаточно упомянуть, что по различным оценкам (от прогнозов ООН до разных частных и академических исследований) в ближайшие 10 лет потеряют работу 80-90% таксистов и до 98% водителей-дальнобойщиков.

Ну, и, пожалуй, самый важный двигатель прогресса в истории человечества — военное дело. Про психологические проблемы «пилотов» беспилотников, «мочащих» врага где-то «там», за десятки тысяч километров от «родного» Нью-Йорка/Кливленда/Бостона (далее по списку), Голливуд уже снимает фильмы категории «B», уровня бытовой полупсихологической мелодрамы. Наше телевидение (особенно телеканал Минобороны «Звезда») любит рапортовать об успехах в создании роботов семейства «Уран», роботизированном танке на базе «Арматы» и других аналогичных достижениях отечественного оборонпрома. Использование специальных компьютерных игр при подготовке личного состава для управления боевыми машинами, как во время тренировок, так и во время ведения реальных боевых действий, также стало обыденностью.

Я лично принимал участие в разработке нескольких игр, которые МЧС России делало для подготовки детей к действиям в чрезвычайных ситуациях (во время пожара), но также и взрослых — руководящего звена организации, отвечающих за дислокацию и прибытие сил и средств к месту возникновения ЧС, а так же тренинг для спасателей, определяющих стратегию действий по оказанию помощи в дорожных происшествиях.

В общем, подводя черту под вышесказанным, можно ответственно утверждать — без развития базиса (адаптивно-цифрового ликбеза) в виде индустрии комп. игр и др. интерактивных развлечений, позволяющих пользователю в игровой, ненавязчивой форме получить основные (а зачастую и профессиональные) навыки обращения с цифровой реальностью, никогда не будет никакой «цифровой экономики» и прорыва в «светлое» роботизированное будущее…

А если наша страна стремительно не шагнёт в это «роботизированно-цифровое-будущее, то как тут давеча говорил Путин «Формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности РФ». Несколько ранее, аккурат накануне Великой Отечественной войны, ещё более ярко, на аналогичную тему высказался небезызвестный И.В. Джугашвили, более известный в народе, как Сталин. "Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут..." — более точная формулировка, чем у спичрайтеров нашего нынешнего президента… Она сегодня приобретают новую актуальность. Это не значит, что пару лет спустя 22 июня на то, что осталось от СССР, вновь двинутся несметные гитлеровские полчища объединённой Европы. Война теперь идёт ежечасно, уйдя в несколько иные сферы, что наглядно показал распад СССР. Теперь, на «острие атаки» всё более выдвигаются «полчища» кибер-бойцов и «лёгкой кавалерии» профессионалов информационных битв.

Что же касательно игромании — проблема существует, но её опасность сильно преувеличена. Тем кто знает, хотелось бы напомнить, а кто не знает, рассказать вновь об аналогичных проблемах, возникавших всякий раз, вокруг других, более ранних, достижений цивилизации, которые в своё время вызывали такие же нарекания. В современном мире мало кто знает, что на рубеже ХIХ-ХХ вв. подобное отношение было к книгочтению: большинство людей не понимало, зачем молодёжь всё свободное время проводила за книгами, впитывая всякие глупости. Нормальные обыватели не одобряли те зачастую революционные идеи, которые она оттуда черпала, к тому же ещё и зрение с осанкой заметно портились — в общем, отношение также было далеко неоднозначным.Потом, с развитием технологий, похожее происходило и с радио. Увлечение этим плодом цивилизации зачастую вызывало нарекания родственников и осуждение общественности, оценивалось специфическое влияние на психику.И, конечно же, телевидение не избежало подобного рода оценок. Все вокруг говорили, что дети «просто не видят реального мира, они погружены в этот телевизор, они же погибнут!», задавались вопросом о том, какую же ценность они будут представлять для общества. Всерьёз обсуждалась эта зависимость и методы её лечения. Скажу более, автор этой публикации, будучи «не по годам смышлёным подростком», желающим лишний раз «прогулять» по уважительной причине занятия в школе, получил от добрых советских врачей районной детской поликлиники, диагноз именно такой «болезни» — теле-зависимость. Так что, как говорится, «на личном примере». Теперь телевидение смотрю крайне редко, и то, в основном выпуски новостей — времени на большее не хватает, да и интересного показывают крайне мало. То есть, как мы все можем видеть теперь, ничего страшного не произошло.

Ну, и, в конце концов, от подобных зависимостей существует лечение… Любопытный факт: пока писалась эта статья, пришлось пару раз погуглить материалы по теме. Яндекс и Google — реклама молниеносно отреагировала, предложив пройти курс лечения от игромании у ведущих гипнологов, маго-шаманов, успешно борющихся в 10-м поколении с игровой зависимостью и прочих разных психотерапевтов и виднейших парапсихологов страны. Пока ВОЗ публикует списки, люди «куют железо, не отходя от кассы»…