Ломоносовых учить в России
Павел Маньшин

Ломоносовых учить в России

В последние годы в России набирает популярность получение образования за рубежом. Некоторые страны, например, Чехия, предлагают бесплатное высшее образование иностранцам при условии владения абитуриентом чешским языком, так как лекции читаются по-чешски. Относительно сносные условия получения высшего образования предлагают вузы Болгарии, Польши, Китая, Южной Кореи и других стран.

Учитывая царящую в нашем обществе уверенность в том, что заграничное образование уж точно лучше нашего, желающих там учиться россиян хватает. Обмен студентами — нормальная межгосударственная практика. Это просто данность.

Китайский философ Лао-цзы говорил, что никто не возвращается из путешествия другим человеком, а учёба за границей — это всегда путешествие. Это возможность познакомиться с другой культурой, погрузиться в языковую среду, обогатить свои знания о мире и расширить кругозор.

Но конкретно с образованием и его уровнем это имеет не так много общего. Путешествие за границу, встреча с другой культурой и языком может и не включать в себя учёбу в зарубежном вузе. Достаточно просто путешествовать.

Получение образования в иностранном учебном заведении нередко  кажется нам чем-то очень почётным, а обладатель иностранного диплома повышает свой социальный статус в наших глазах.

Здесь многие путают уровень образования в той или иной стране с её экономическим уровнем. Например, многие уверены, что раз США, Чехия, Южная Корея и другие живут экономически лучше России, значит, и образование там лучше. Это большое заблуждение.

На Западе хорошо известно, что даже такие легендарные вузы как Оксфорд и Кембридж дают хорошие знания далеко не по всем дисциплинам. Историю, языки в Оксфорде и Кембридже лучше не учить. Не получите твёрдых и глубоких знаний.

Историю за границей, и правда, вообще лучше не изучать. Ибо наплетут вам в уши такой ахинеи, далёкой от исторической правды, что сложно подумать. Вы представляете историю России в изложении польского или американского преподавателя? Если уж и ехать за границу за знаниями, то уж точно не по истории.

Мы подсознательно идеализируем чужое образование и образовательную систему. И зря. Во многих европейских странах среди студентов расслабленное отношение к учёбе. Нет ярко выраженного стремления добиться глубоких познаний. Царит атмосфера лености, близкой к равнодушию.

В вузах азиатских стран глубокие познания заменяются поверхностной зубрёжкой, творческое мышление не так чтобы очень приветствовалось. Возможно, причина в азиатском менталитете, где массовость главенствует над индивидуальностью.  

Подготовить хороших узких специалистов — это у зарубежных вузов получается очень хорошо, но с развитием полноценно развитой творческой личности — не у всех.

И не во всех российских вузах с этим порядок, не будем обольщаться. Но априори утверждать, будто образование за рубежом хорошо уже только тем, что оно зарубежное — это детская наивность.

Один мой знакомый получал второе образование в американском частном учебном заведении. Требования к поступающим были настолько раздолбайские, что закончить сие заведение мог и двоечник. Зато когда он достаёт американский диплом у нас в стране, все закатывают глаза и восхищаются: «Надо же, в Америке человек учился!». В США выпускник рядового вуза, не понимающий, где на карте находится Антарктида или Европа — не такая уж и редкость. Мы же возвели западное образование в некий культ, застилающий нам глаза.

Автор ни в коем случае не отговаривает от обучения в заграничных институтах. Напротив, учеба в другой стране –—это тоже опыт, прежде всего, мировоззренческий. Ты видишь, как люди другой культуры реагируют на окружающую реальность, сравниваешь это со своей страной, делаешь выводы. Главное, чтобы эти выводы не были поспешными и поверхностными.

Один из студентов-россиян из Иркутска в Южной Корее на своей страничке в соцсетях активно делится восторгами о южнокорейской системе образования. Подписчикам нравится, они восхищаются, комментируют.

Но обращает на себя внимание подмена понятий. Нашему студенту больше нравится более богатая обстановка в самом вузе (музыкальный клуб с доступными инструментами, стенка для скалолазания в помещении, прочие приятности), а также менее строгий спрос со студентов. Этим ему и по душе южнокорейский вуз: спрашивают не так строго, обстановка побогаче, есть где развлечься и чем заняться. Помилуйте, но к уровню образования это отношения не имеет!

Кстати, вы знаете, что южные корейцы признаны самыми большими пьяницами в Азии? Но наше сознание привычно воспринимает словосочетание «русский алкаш», а вот алкаш корейский — нет. Вопреки фактам.

Российские вузы, скажем прямо, находятся не в очень весёлом финансовом положении, особенно в регионах. Многого из того, что есть у зарубежных студентов, у наших студентов нет. Не может среднестатистический российский вуз позволить себе закупить музыкальные инструменты для студентов, создать в помещении комнату для занятий скалолазанием и т.д. Но, повторимся, не надо путать материальную обеспеченность зарубежных университетов с уровнем их образования.

И, главное: наши студенты, находясь в другой стране, должны достойно представлять свою страну и культуру. А это, согласитесь, зависит от их воспитания, их родителей и их самих. Удобно сваливать вину на власть, правительство и т.д. за недостаток финансирования вузов. Куда сложнее осознать свою ответственность за своего подросшего ребёнка.

Крупнейший русский литератор и историк XVIII века Николай Карамзин предостерегал от бездушного подражания: «Кто рождён с избытком внутренних сил,…тот будет сам собою…и свободный дух его, как орёл дерзновенный, уединённо воспарит в горних высотах».

В каком виде предстанет ваш сын или дочь перед иностранной аудиторией, в виде ли обладающей свободным духом личности или эдаким Хлестаковым, готовым критиковать свою родину только за то, что ему не дали в институте полазать на стенке для скалолазания, зависит от нас, родителей.