Ультиматум Кремлю, или чего хочет Джемаль

Одной из самых уникальных черт России является межконфессиональный мир, который удавалось сохранить на протяжении всего существования нашей страны. Россия не знала религиозных войн. Даже недавнему конфликту на Северном Кавказе несмотря на все усилия ряда заинтересованных лиц и организаций, так и не удалось придать религиозный оттенок. Но, судя по всему, провал этих планов не обескуражил, и попытки спровоцировать конфликт между мусульманами и остальным населением России не оставляются. Именно в этом ключе приходится рассматривать недавний «ультиматум» обращенный к руководству страны. Согласно сообщениям СМИ, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль готовит от имени российских мусульман открытое обращение к новому президенту Дмитрию Медведеву, в котором изложены пять требований. На пресс-конференции в Москве, озвучивая послание властям, Джемаль дал понять, что в случае невыполнения этих требований, на Кавказе могут развернуться масштабные военные действия, и Россия окончательно потеряет часть страны. Таким образом, хотя обращение еще вроде бы и не направленно Президенту, можно считать, что «ультиматум» уже объявлен. О чем собственно говорил Джемаль, и чего требовал? Так, по его словам, за последние годы в России реализуется доктрина поиска внутреннего врага, на роль которого были выбраны мусульмане. "На самом деле было признано в их (силовиков) среде политологами, что для консолидации общества необходимо иметь внутреннего врага, что это старый действенный рецепт. На роль врага оптимальнее всего подходят мусульмане", – заявил Джемаль. Аргументируя это точку зрения, председатель Исламского комитета России обратил внимание, что этот процесс по времени совпал с изменением вектора внешнеполитической деятельности России. "После 11 сентября был объявлен крестовый поход на ислам. И Путин выбрал союз с Америкой против ислама как гарантию возвращения России статуса мировой державы", – заявил Джемаль. По его словам, в настоящее время кремлевская администрация ведет политику двойных стандартов по отношению к мусульманам. "Есть двойной стандарт – одна политика «на вынос», предназначенная для мусульман извне. Это конференции и симпозиумы. Другая – по отношению к мусульманам внутри страны, которая не имеет ничего общего с благообразными конференциями. Для арабов, малайцев, иранцев создается имидж России, повернутой к организации Исламская конференция, ШОС, а внутри идет жесткое обрабатывание доктрины внутреннего врага", – заявил Джемаль и добавил, что эта практика существует как минимум восемь лет. "Крупнейший после титульной православной русской нации компонент российской цивилизации – мусульмане – подвергаются преследованию во все возрастающих размерах. Сотни сфабрикованных дел, по которым отменялся оправдательный приговор суда присяжных, множится список запрещенной литературы. Мы все видим, что происходит в республиках – субъектах с титульными традиционно мусульманскими этносами. Там происходит жесточайший прессинг против верующей молодежи. Там происходит фактически узурпация местными коррумпированными кланами власти, при этом они уповают на поддержку центра. И уповая на эту поддержку, они наносят губительный вред собственному народу, идут на пролитие крови. Все это вместе образует обстановку, которая приобретает характер нетерпимости. Это приводит Россию на грань взрыва, нестабильности", – заявил Гейдар Джемаль. "Сегодня совершенно определенно можно сказать, что широковещательное утверждение о том, что вооруженное сопротивление разгромлено, что итогом 8-летнего правления Путина стала победа над вооруженным кавказским сопротивлением – это неправда, мягко говоря", – отметил Джемаль. По его словам, "вооруженное сопротивление на Кавказе не только существует, оно крепнет и становится не национал-сепаратистским и параполитическим, как это было в прошлом, а политическим и интернационалистским". "Это гораздо опаснее для России, чем внешний параполитический национал-сепаратизм, который легко локализуем и побеждаем. Нынешняя форма сопротивления является гораздо более опасной", – констатировал председатель исламского комитета России. При этом он заявил, что в этих условиях в России необходимо принципиально менять формат отношения к мусульманам, и со своей стороны мусульмане России выдвигают пять требований к власти. Первое требование – допустить мусульман в политическую жизнь России. То есть дать возможность мусульманам полноправно, как самостоятельной группе, части российской цивилизации оказывать влияние на формирование как внутренней, так и внешней политики, быть мостом между Россией и внешним исламским миром, – сообщил Джемаль. По его словам, речь не идет о конфессиональных партиях, а о политических организациях и движениях, которые ставят перед собой задачи, учитывающие вовлечение мусульман в политику и интеграцию их в общественную и государственную жизнь России. Второе требование мусульман, которое озвучил Джемаль, – свободные выборы в республиках с титульным проживанием традиционных мусульманских этносов. «Свободные выборы необходимы всей России, но вместе с тем понятно, что выборы мэра Рязани более свободны, чем те, что могут произойти, например, в Кабардино-Балкарии, Ингушетии или Дагестане. Совершенно понятно, что это разные уровни свободы», – отметил он. Третье требование – допуск мусульман к СМИ. "Пора прекратить порочную практику, при которой СМИ являются изолированной площадкой, которая реализует только сигналы, исходящие из узкого элитного круга. Необходимо прекратить третирование мусульман, как граждан второго сорта в информационной сфере", – заявил Джемаль. Четвертое требование – пересмотр политических дел по тем очевидным фальсификациям, в результате которых сегодня невинные люди томятся в зонах. Пятое требование – прекратить практику запрета на мусульманские книги, которые имеют многовековую практику богослужения и являются частью мировой цивилизации. "Эти пять требований мы намерены сформулировать, направить открытое письмо к власти от мусульман, и начать кампанию по сбору подписей. Мы надеемся, что власть, которая озабочена судьбами России, услышит наше требование, примет его во внимание, пойдет на определенные шаги", – заявил Джемаль. "У нас есть основания на это надеяться, поскольку существуют различного рода сигналы и выступления, что новый президент Дмитрий Медведев ведет тихую борьбу с силовиками для либерализации общества. Мы приветствуем такие сигналы. Они обнадеживают, и мы считаем, что не все потеряно. У нас есть надежда. Как люди, которые любят Россию и хотят ее сохранить, мы предпримем шаги, чтобы мобилизовать мусульманское общественное мнение в поддержку этих шагов по либерализации", – сказал председатель Исламского комитета России. При этом он подчеркнул: "сама постановка вопроса и само это обращение свидетельствуют о том, что мусульмане хотят быть позитивным и конструктивным элементом в общероссийской цивилизации". "В этом обращении заключается добрая воля, потому что если бы это было не так – достаточно было бы только злорадно наблюдать за ходом событий, потому что этот ход событий ни к чему хорошему не приведет", – заключил Гейдар Джемаль «Изменение формата»…конституции Попробуем разобраться в требованиях Джемаля, озвученных им от лица всех российских мусульман. Насколько обоснованны эти претензии? Итак, требование первое – допустить мусульман в российскую политику. Между тем, совершенно очевидно, что никаких препятствий для движения мусульман в политику нет, впрочем, как и не было никогда. Чтобы убедится в этом, достаточно, посмотреть, сколько мусульман среди депутатов Государственной думы и в верхней палате Совета Федерации, в Общественной палате, в федеральных министерствах и ведомствах. Духовные лидеры мусульман являются частыми гостями в высших эшелонах власти и непременными участниками государственных торжеств. Никогда и ни для кого принадлежность к мусульманству не стала препятствием для политической, государственной или военной карьеры. Так было в Российской империи, так есть и сегодня. Более того, даже в советские времена воинствующего атеизма, когда все верующие подвергались дискриминации, мусульманская община все же не знала тех гонений, которые были обрушены на христиан. Таким образом, первое требование Джемаля вытекает из абсолютно лживого утверждения. Какой в нем смысл? Видимо таким образом он пытается вытребовать у властей особых, по сравнению с другими гражданами РФ, политических привилегий, особого политического статуса по религиозному признаку. Перейдем ко второму требованию – свободным выборам для мусульман. Действительно, разговор об уровне свободы на выборах в России в целом звучал неоднократно – но это весьма обширная и отдельная тема. Другое дело, что непонятно, каким образом центральная власть сможет обеспечить свободу выборов в кавказских республиках, если она, как утверждает Джемаль, не в состоянии обеспечить ее в других регионах? И потом, проведение выборов в кавказских республиках, и, следовательно, их свободу, определяют сами мусульмане – члены республиканских избиркомов и республиканского руководства. А, с точки зрения господина Джемаля они – мунафики - лицемеры? Так их выбрали, в рамках существующей избирательной системы, жители республик, среди которых доминируют мусульмане. Так что все вопросы к демократии, как к институту. Третье требование – допуск мусульман к СМИ. Утверждения об информационной блокаде – не соответствует действительности. Об этом свидетельствует хотя бы то, что выступление самого Джемаля было моментально растиражировано всеми ведущими СМИ страны. Мусульмане имеют массу своих изданий и телеканалы, программы на центральном телевидении. Если и этого недостаточно, то кто мешает мусульманской общине открыть новые телеканалы, радиостанции, газеты, журналы, или перекупить уже существующие? Если учесть, какими средствами обладает азербайджанская или чеченская диаспора в той же Москве, то деньги на это найти не сложно. Может быть Джемаль хочет, чтобы власти потребовали от всех СМИ в обязательном порядке представить трибуну мусульманским проповедникам? Но, как тогда быть со свободой слова, с «Законом о СМИ»? Между прочим, это уже и происходит в государственных изданиях, которые еще несколько лет получили негласную директиву предоставлять слово исламским деятелям и освещать жизнь мусульман. Или может быть речь идет о том, что в трибуне нуждаются экстремисты, прикрывающиеся исламом, то есть те, кого называют «ваххабитами»? Четвертое требование – пересмотр политических дел, «в результате которых сегодня невинные люди томятся в зонах». Кого имеет в виду Джемаль: «Тракториста», Кулаева или участников нападения на Нальчик? В данном случае нужно побольше конкретики – лучше всего подробный список «политзаключенных» с указанием подробностей их дел и статей, по которым они осуждены. И, наконец, пятое требование – снять запрет на мусульманские книги. Непонятно о чем идет речь – и Коран, и комментарии к нему, и другие мусульманские книги совершенно свободно продаются во всех российских городах. И Джемаль просто не может не знать об этом, как впрочем, и обо всем вышесказанном. Что же касается «внутреннего врага», то, как с точки зрения концепции Джемаля объяснить то, что мусульманские общины российских городов стремительно растут, что все больше мусульман приезжает на ПМЖ в Россию из «мусульманских» стран СНГ, что за последние годы построено множество мечетей, там, где их никогда не было? А в ряде традиционно мусульманских регионов действуют законы, отнюдь не безукоризненные с точки зрения Конституции РФ, определяющую нашу страну как светское государство? Или вот, свежее сообщение: В Москве подписана программа совместных мероприятий между Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования и Исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО). Программа рассчитана на 2008-2009 годы, ее бюджет составляет около полумиллиона долларов. Соглашение предусматривает предоставление грантов и стипендий студентам российских исламских вузов для осуществления научно- исследовательской деятельности, перевода и издания книг об исламе на русском языке, оказания материально-технической помощи исламским вузам в России. Кроме того, предусмотрено проведение совместных международных семинаров на тему "Роль России и исламского мира в укреплении альянса цивилизаций". Какой же это «поиск врага» и где здесь дискриминация? Нетрудно понять, что Джемаль требует превратить мусульман в привилегированную группу, наделенную особыми преимуществами по сравнению с остальными гражданами, которые должны испытывать постоянный комплекс вины «за притеснения мусульман». Как мы видим предложения главы Исламского комитета носят прямо антиконституционный характер, требуя разделять граждан по религиозному признаку, и ставя под сомнения светский характер Российского государства. Оценки обращения Небезынтересны оценки обращения политиками и религиозными деятелями, приведенные Интернет – изданием «Русская линия». Так, представитель в СФ от правительства Кабардино-Балкарской республики, председатель Комитета Совета Федерации (СФ) по образованию и науке Хусейн Чеченов убежден: мусульман в России никто не преследует. "Мне о преследованиях мусульман России ничего не известно", – заявил сенатор. В то же время парламентарий отметил, что в любой многонациональной, многоконфессиональной стране существуют определенные проблемы. Но решать их, убежден Чеченов, "следует не в ультимативной форме, а путем дискуссий, обсуждений, через институты гражданского общества". При этом политик добавил, что, на его взгляд, "федеральный центр должен больше внимания уделять Кавказу как с точки зрения безопасности этого региона и страны в целом, так и с точки зрения повышения там качества жизни". "Странными" назвал заявления Гейдара Джемаля заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в СФ от Законодательного органа власти Костромской области Александр Тер-Аванесов. "Никакого преследования мусульман в России и недопущения их во власть я не наблюдаю" – заявил сенатор. "Тем не менее, это определенный сигнал и надо понять, откуда он исходит", – добавил он. Парламентарий рассказал, что, в частности, в Совете Федерации его окружает много коллег-мусульман. По его словам, практически во всех мероприятиях, на которых ему доводится бывать, присутствуют представители ислама. "Мусульман много и в Госдуме, есть они и среди членов правительства, и в администрации Президента. А то, что сам глава российского государства не является мусульманином, то им он и не должен быть", – подчеркнул Тер-Аванесов и напомнил, кроме того, о строящихся в России мечетях и широко отмечаемых мусульманских праздниках. Заявление Джемаля о том, что вооруженное сопротивление на Кавказе крепнет, политик также считает "бездоказательным". "Я был в Чечне и не заметил, что бандиты там активизировались", – отметил политик. Не соответствующими действительности считает высказывания лидера Исламского комитета России заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания республики Ингушетия Василий Лихачев. Парламентарий рассказал, что большую часть своей политической деятельности он проработал в республиках, где коренным населением являются мусульмане. "Я работал в Татарстане, а сейчас являюсь сенатором от Ингушетии, поэтому за отношением к мусульманам со стороны федеральных властей я наблюдал и наблюдаю не со стороны, а изнутри. Могу заявить со всей ответственностью: в последнее время диалог власти и исламских структур активизируется. И Федеральный центр, и власти республик Северного Кавказа, включая президента Ингушетии Мурата Зязикова, делают очень многое для достойной жизни мусульман, для того, чтобы положения, зафиксированные в международно-правовых соглашениях, выполнялись", – подчеркнул Лихачев. Политик также сообщил, что, например, в Ингушетии существует Совет по делам религий при президенте республики и Совет муфтиев, которые помогают решать все спорные вопросы. "И ни от кого мне не доводилось слышать, что таких-то мусульман преследуют, а этих незаконно посадили", – заметил сенатор. Василий Лихачев призвал все СМИ "предельно осторожно и аккуратно публиковать высказывания различных политических деятелей в такой тонкой области, как межнациональные и межконфессиональные отношения, поскольку ответственность за сказанное интервьюируемыми предельно высока". Известный российский исламовед Роман Силантьев высказал недоумение по поводу заявления председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля. "От имени кого выступает Гейдар Джемаль – непонятно. Дело в том, что в его Исламском комитете стоит немногим больше трех человек, а нормальные мусульмане его и единоверцем-то не считают, так как он исповедует не ислам, а джемализм какой-то. У него нет никакого права выступать от имени мусульман России, и к ситуации на Кавказе он отношения не имеет", – заявил он. "Гейдар Джемаль – счастливый обладатель справки о том, что он инвалид II группы по шизофрении. В связи с этим, я думаю, нужно провести проверку, и, в случае подтверждения диагноза, его следует изолировать от общества, как опасного душевнобольного, а в случае опровержения – судить по всей строгости закона за экстремистские высказывания", – резко сказал он. "К сожалению, он не годится даже на роль клоуна, так как его заявления причиняют вред российским мусульманам. Дело в том, что 90% ответственности за получившую сейчас распространение исламофобию лежит на плечах таких людей, как Гейдар Джемаль, Нафигулла Аширов и им подобных. Поэтому, мне кажется, что оставлять это без ответа нельзя, следует определиться: душевнобольной, или экстремист?" – добавил он. Джемаль – известный скандалист, не пользующийся никакой поддержкой ни среди мусульманского духовенства, ни среди мусульманского населения, уверен муфтий Ростовской области Джафар-хаджи Бикмаев. "Я муфтий уже 26 лет, и не знаю случаев притеснения мусульман со стороны государства", – заявил он. "Гейдар Джемаль знаменит только благодаря различным передачам и форумам, нуждающимся в скандале. Лично я вообще не понимаю, кто его избрал на должность председателя Исламского комитета России, поскольку своими высказываниями он только портит отношение к мусульманам, а не улучшает его. Это его заявление, основанное на каких-то выдуманных случаях, ничем не отличается от остальных. Лучше всего, просто не обращать на него внимания", – сказал муфтий. Убийственная любовь Джемаля «Как люди, которые любят Россию и хотят ее сохранить, мы предпримем шаги, чтобы мобилизовать мусульманское общественное мнение в поддержку этих шагов по либерализации» - сказал Джемаль. Чтобы найти доказательства его любви к России, достаточно зайти на сайт «Исламского комитета». Там в одном из заявлений Гейдара Джемаля (перепечатанного «Кавказцентром», постоянным автором которого Джемаль является), мы можем прочитать: « …анализ декларации, зачитанной Доку Умаровым, не позволяет предъявить к этому тексту подобные претензии. Иными словами, это проявление подлинной исламской самоидентичности, в котором не сделано ни одной теологической и политической ошибки из столь типичных, к сожалению, для наших самых искренних, но недостаточно еще подготовленных братьев. Эта декларация — вне мазхабов и течений, вне племенных или территориальных интересов, открыта для политической и моральной поддержки со стороны любых мусульман, где бы они ни жили и на каком бы языке они не говорили, и даже более того! — она открыта для моральной солидаризации с ней немусульман (пока!), при условии, что они являются искренними друзьями Уммы и, в частности, Кавказа, а не политтехнологами в распоряжении империалистических секретных служб». Или еще лучше: «Достаточно назвать вещи своими именами и указать на то, что джихад есть лучшее из деяний, а власть в исламской общине должна принадлежать муджахидам, чтобы рухнули горы злонамеренной путаницы и сгорели тонны писаных измышлений, предлагающих мусульманам в качестве «наместников» и «вождей» обладателей книжной премудрости, чьи чернила осмеливаются в ложных хадисах ставить над кровью мучеников». Подобных, не менее замечательных цитат можно найти в трудах и заявлениях Джемаля великое множество. И главное, они дают совершенно ясно представление, о дискриминации каких «мусульман» говорит Джемаль, и от чьего имени он выступает. Действительно, столь почитаемый им Доку Умаров и его соратники преследуются в нашей стране, да еще как. Но не как мусульмане, а как бандиты, террористы и убийцы. Какую же цель все-таки преследовал Джемаль своим «обращением к Президенту», смахивающим на ультиматум? На этот вопрос он отвечает сам, в одной из статей на своем сайте: «Политико-информационная борьба, ведомая мусульманами Кавказа вокруг Имарата Кавказ (виртуальное образование, провозглашенное Доку Умаровым), свидетельствует, что социальные и политические конфликты современности возвращаются под религиозное знамя и дальнейшее историческое противоборство между мировым низом и мировой верхушкой будет проходить как война религиозная и теологическая по своему методу и по форме осмысления ее сути». То есть он, особенно не скрывает стремления придать деятельности террористического подполья вида «религиозной войны». Если это не экстремизм, то, что тогда? Практически одновременно с выступлением Джемаля, международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала доклад о положении в республике Ингушетия. Во вступлении к этому документу правозащитники призвали российское правительство не допустить в Ингушетии такого же нарушения прав человека, как в Чечне во время войны. Авторы доклада сравнивают спецоперации, регулярно проходящие в Ингушетии, с аналогичными рейдами, которые некогда проводились в Чечне. По мнению правозащитников, российская тактика борьбы с мятежниками враждебна по отношению к мирным гражданам. Нетрудно понять, что оба данных выступления скоординированы из единого центра. Центр Политической Свободы http://politsvoboda.ru/