Госдума санкционировала очередное ограбление
Петр Иванченко

Госдума санкционировала очередное ограбление

27 июня  Госдума РФ июня одобрила в первом чтении законопроект о создании базы данных ДНК российских граждан.

Законопроект «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Думы правительством. Его авторы отмечают, что создание базы ДНК отдельных категорий граждан повысит эффективность борьбы с преступностью, терроризмом и экстремизмом, а также поможет в розыске пропавших без вести и идентификации погибших.

Данный  законопроект определяет правовые основы для превентивного получения, хранения и использования образцов ДНК россиян, граждан иностранных государств и лиц без гражданства. Согласно этому документу предполагается создание баз геномных данных по неопознанным трупам, неустановленным лицам, а также по преступникам, осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления. Доступ к создаваемой базе ДНК будут иметь только сотрудники правоохранительных органов.

Между тем, возможность зарегистрировать свой геном не будет являться исключительной привилегией бомжей, неопознанных трупов и преступников. По словам председателя одного из комитетов Госдумы РФ Владимира Колесникова,  все законопослушные и опознаваемые граждане также вполне могут внести образцы своей ДНК в базу данных. Правда в отличие от означенных категорий им придется за это заплатить небольшую сумму.

Примечательно, что порядок проведения добровольной (вероятно, как и сам принцип ее добровольности) государственной геномной регистрации, ее стоимость, а также требования к хранению и уничтожению материалов не определен настоящим законопроектом.

В настоящий момент использование на законодательной основе геномной информации, в том числе в форме создания соответствующих учетов, осуществляется правоохранительными органами Великобритании, США, Канады и ряда других стран. И на основе их опыта можно предположить, как данная инициатива будет внедряться и у нас. В ряде означенных государств геномная регистрация, также начатая с неопознанных трупов и преступников, была затем распространена и на все остальное население, причем без всякой «добровольности». Также, как показывает практика, ни о какой конфиденциальности и исключительном допуске к образцам ДНК лишь сотрудников правоохранительных структур, не может быть и речи. Стоит ли напоминать о том, что практически любые базы данных (в том числе и органов МВД) в нашей стране можно свободно купить на любом рынке.
  
Как указал господин Колесников, для реализации законопроекта потребуется издание постановления правительства, что должно предусматривать порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации, определение порядка межведомственного взаимодействия при проведении геномной регистрации, а также установление общего требования к хранению и уничтожению биологического материала и геномной информации. Причем, постановление должно предусматривать порядок проведения добровольной государственной геномной регистрации, ее стоимость, закрепление основных требований к хранению и уничтожению биологического материала, а также геномной информации, получаемой на добровольной основе.

Иными словами, вопрос о добровольной и обязательной геномной регистрации будет решаться, минуя депутатов – исключительно решением правительства.

В этой связи следует обратить внимание на следующее. По утверждению некоторых экспертов, мы живем в информационном обществе, где главным товаром является информация. И это не метафора – в США, где компетентные инстанции торгуют сведениями о гражданах, база данных на сотню, допустим, больных диабетом, может стоить до тысячи долларов. Иными словами, если информация о человеке является товаром, то вполне логично было бы то, если бы этим товаром распоряжался его владелец - сам  человек. Но с принятием данного и подобных законов, происходит следующее – государство под предлогом борьбы с терроризмом, с криминалом, жульническим образом отчуждает от человека его собственность, превращая его из субъекта в объект «информационного общества». То есть, нас непрерывно обворовывают.