Ад своими руками
Александр Гончаров

Ад своими руками

Образование как путь к суициду элиты и нации

Сперва бы мне хотелось предуведомить заинтересованного читателя, что разговор здесь пойдет не о Соединенных Штатах, а о современной России, хотя и придется постоянно обращаться к информации о делах заатлантических. Да и затравкой для размышления послужили именно они. Просто процессы уже прошедшие в США, тихой сапой подкапывают и современную Россию, и нашу образовательную систему.

Если честно, то на дядю Сэма и его наследничков мне наплевать с высокой колокольни, но вот в Российской Федерации живу я сам и мои дети. И то, что сегодня происходит с русской школой (хоть высшей, хоть и средней) волнует меня до глубины сердечной.

Но начнем, пожалуй…

На сайте РИА «Новости» 31 мая 2018 года была опубликована статья политического обозревателя Дмитрия Косырева «Совести у них нет. Катастрофа «самого образованного поколения в истории», посвященная разбору положений публицистического материала известного социолога и журналиста Дэвида Брукса, размещенного в газете «The New York Times».

Брукс, принадлежащий к американской правящей группе, бьет в набат, утверждая, что нынешняя элита США (оформившаяся за последние 50 лет) постепенно ведет страну к таким потрясениям, которые в состоянии погубить все, скрывающееся под сенью статуи Свободы. Хотя склонность к привычному голливудскому хэппи-энду, не позволяет социологу и сотруднику Йельского университета осмыслить ситуацию до логичного завершения оной. Рассуждая о серьезнейших проблемах, Дэвид Брукс в итоге приходит к уверению, что в конце концов для элиты реализуется старинная сказочная форма: «И жили они долго и счастливо…»

Собственно, Косырев провел недурственный анализ эссе Брукса. И согласился с диагнозом Брукса: «Когда-то белые мужчины-протестанты правили. Вы попадали в хорошую школу, если ваш отец учился в хорошей школе. Вы получали работу в отличной юридической фирме или шли вверх по карьерным ступеням в бизнесе, если играли в гольф в правильном клубе.

Потом мы все это сломали. Мы заменили систему, строившуюся на происхождении, на систему, базирующуюся на таланте. Мы открыли университеты и карьерные позиции для евреев, женщин и нацменьшинств. Университетские дипломы расплодились, породив самое образованное поколение в нашей истории…

Вы могли бы подумать, что все это сделало США самой идеально управляемой нацией в мировой истории. Но вместо того выросло неравенство. Вера в общественные институты упала. Социальное доверие уменьшилось. Федеральное правительство перестало функционировать, и общество разделено самым горьким образом».

Конечно же, все верно в этой переводной цитате. Но есть маленький нюансик. Все же этот перевод несколько убивает сам заряд высказывания Брукса. Гораздо сильнее было бы сказать не «хорошая школа», но «шикарная», хотя это тоже не точно, лучше бы подошел для характеристики жаргон «офигительная» или литературное слово «превосходная».

Дэвид Брукс, безусловно, впал в обычный мещанский американский раж, изрекая о том, что новой поколение, новая элита, которую он ничем не мотивируя именует меритократией, является полноценно образованной и более открытой, чем старая WASP (White Anglo-Saxon Protestant) — «белые англосаксонские протестанты». Это всего лишь миф помраченного разума!

Доступ к образованию разных слоев населения широко открылся, но образованными они не стали. Одновременно резко опустилась вниз планка образованности. Но надо отметить, что подобное явление охватило не только Новый Свет, но и Старый — Европу.

Это четко зафиксировал для Великобритании Клайв Стейплз Льюис в небольшой притче «Баламут предлагает тост» еще в 1961 году: «Нынешнее образование стоит на том, что тупиц и лентяев нельзя унижать, другими словами, – нельзя, чтобы они догадались, что хоть в чем-то отличаются от умных и прилежных. Какое бы то ни было отличие надо скрывать. Как? На разных уровнях – по-разному. На выпускных экзаменах в университете вопросы ставят так, чтобы ответил каждый. На вступительных – так, чтобы каждый мог поступить в университет, независимо от того, намерен ли он пользоваться высшим образованием. Школьникам, которым не по уму грамматика или арифметика, позволяют заниматься тем, чем они занимались дома, – скажем, лепить куличики и называть это «моделированием». Главное, никак и ничем не намекнуть, что они отличаются от тех, кто учит уроки. Какой бы чепухой они ни занимались, надо относиться к ней «так же серьезно» (в Англии удалось внедрить этот оборот). Мало того, успевающих учеников скоро будут оставлять на второй год, чтобы не травмировать прочих (Вельзевул немилостивый, что за слово!). В общем, дурак имеет право учиться вместе с ровесниками, а мальчик, способный понять Эсхила или Данте, пусть слушает, как он читает по складам: «Кош-ка си-дит на о-ко-шке».

Короче говоря, когда демократический принцип («Я не хуже...») внедрится как следует, можно рассчитывать на то, что образования вообще не будет. Исчезнут все резоны учиться и страх прослыть неученым. Тех немногих, кто все-таки жаждет знания, поставят на место, чтобы не высовывались. Да и учителям (точнее, нянькам) будет не до них – сколько кретинов надо подбодрить, сколько тупиц утешить! Нам больше не придется пестовать в людях самодовольство и невежество. Сами управятся».

Разложение школы оказалось связано и с падением учителя и воспитателя, которое началось на много раньше: «Прежний воспитатель обращался с воспитанниками, как птица с птенцами, которых она учит летать; новый – как хозяин с цыплятами, которых собирается съесть. Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду». (К.С. Льюис. «Человек отменяется…», 1943 г.)

Все же вернемся к Бруксу. Он ведь элиту США XX века долгое время называл «бобо», а не меритократией: «Представители новой элиты информационного века – это богемные буржуа (bourgeois bohemians). Для удобства мы будем использовать акроним «Бобо» (Бобо в раю. Откуда берется новая элита. Дэвид Брукс). И, кроме того, предрекал в 2000-м великолепное будущее: «Что бы там ни было, но администрация Клинтона-Гора воплотила в себе дух компромисса, составляющий основу всего бобо-движения. Начнем с того, что в 1960-х Клинтоны участвовали в антивоенных протестах, а в 1980-х ворочали фьючерсами. В Белый дом они пришли с хорошим багажом богемных идеалов и буржуазных амбиций…

Бобо – это молодая элита, пока еще смутно осознающая свое место в истории и не до конца уверенная в своих возможностях. Это люди, выросшие с биркой «высокий потенциал», и их потенциал во многих отношениях по-прежнему много выше их достижений.

Хорошо воспитанные и еще лучше образованные, они освободились от многих старых предрассудков и создали новые социальные связи. Большинство из них не знало ни экономического упадка, ни войны. Иногда они кажутся придурковатыми. Но если они поднимут голову и зададутся главными вопросами, они смогут войти в историю как класс, который привел Америку к новым высотам». (Бобо в раю. Откуда берется новая элита. Дэвид Брукс).

Перекрашивание бобо в меритократию произошло по одной причине. Первый термин давал правильную и исчерпывающую характеристику в самом себе, и он отражал реальный элитарный класс. Меритократия (по-американски) — это типичный симулякр, не несущий никакого смыслового наполнения. Брукс сам принадлежит к бобо, и он отлично сейчас понял, что все перспективы «образованной элиты» и не являлись перспективами, но иллюзией.

Брукс обвиняет бобо-меритократию в потере «гражданской совести» и абсолютизации эгоизма. Но другого же и не могло произойти. Когда система тестирования и учета IQ внедряются в образование, а потом и служат для оправдания карьерного роста, то это свидетельствует о полноценной катастрофической революции в обществе. На смену формирования личности приходит концепт конструирования управляемого, недалекого и откровенно слабого умом (ни лакейской хитростью, ни житейской смекалкой, но умом!) и одолеваемого снобизмом человека-манкурта.

Далее пошло схлопывание этой самой манкуртизированной, мнимо образованной элиты:

«…новая меритократическая аристократия стала похожей на любую другую аристократию. Представители образованного класса используют свои интеллектуальные, финансовые и социальные преимущества, чтобы передать привилегии своим детям, создавая наследственную элиту, которая даже еще больше изолирована от остального общества [чем старая аристократия WASP – прим. А. Г.].» (Странный провал образованной элиты. Дэвид Брукс).

Бобо ничего и не остается делать, как закрываться от давления снизу. На уровне инстинктов «меритократия» осознает, что она не нужна обществу и паразитирует на теле последнего. Эта элита ничего не может дать стране, так как заточена на сугубо своих интересах и живет своим животом, экономическим материализмом и обыкновенным потребительством.

Однако, это еще полбеды. Элита производит поведенческие стереотипы, которые копируются другими слоями. Когда же все социальные группы устремляются за бобо, то общество атомизируется и распадается. Клановые и прочие устремления доминируют и при видимом благополучии развертывается саморазрушение державы. «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут». (1 Сол. 5, 3).

Русский православный педагог К.Д. Ушинский писал, что «всякая школа (и всякое воспитание), позабывшая слова Спасителя: «Не о хлебе едином жив будеши» и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утонченна эта жизнь ни была, и сколько бы ни требовалось для неё познаний, не выполняет своего назначения. Она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает с настоящей дороги».

Американские прагматизм (все, что полезно, то и истинно!) сожрал школу в США. Ради него прежняя элита WASP демократизировала образование. Бобо позволили быть и служить старой элите, а потом «меритократы» частью слились с WASP, а частью и перекрыли «WASPовцам» дорогу к власти.

Примечательно, что Брукс взбеленился не при правлении бобо — Барака Х. Обамы, но при Донни Трампе, хотя и предавшем своих избирателей, но пришедшем в Белый дом при поддержке низших кругов «WASPовцев» — «белой одноэтажной христианской Америки».

Но теперь забудем о США. Бобо — это не национальная элита, а «образованные» слуги транснациональной экономической элиты и банковских домов. В России тоже есть бобо. Но властью в полной мере данная меритократия не обладает. В России раскручивается то же самое, что некогда приключилось в США. Но вместо WASP у нас фигурирует бывшая партийная элита. Если от WASP отпочковалась подсистема «пробобо» и слилась с «бобо-разночинцами», то советского аналога WASP — номенклатуры так же отвалилась «пробобо» и сочленилась с «теневиками», «кооператорами» и прочими. Механизм действовал один и тот же.

Образование в РФ повторяет все этапы «широкого открытия» точно так же, как и в США. ЕГЭ — это весьма удобный фильтр для полноценной «меритократизации» и, соответственно, атомизации общества. Эгоизм у нас возведен на пьедестал почета.

«Гражданское самосознание» образование нынешнее сгрызает на корню. Но это пока только цветочки. Введение «цифры» в средней школе должно развоплотить учителя окончательно.

Фактически, урок заменяется демонстрацией картинок, подписей и лекциями отдаленных от учеников дяденек и тетенек. И, вы знаете, что уже выросло целое поколение преподавателей, заточенное на «баллы» (от них зависит зарплата), но не обучение ученика! Этому поколению подходит «цифра» в школе, а, следовательно, оно ее примет на «ура».

Все игры с ЕГЭ и ФГОСами отнюдь не безобидны. Абсурдным является и внедрение проектной системы в начальной школе, когда ребенок еще не научившийся отбирать материал и работать самостоятельно в силу возраста, загружается якобы исследовательской работой. Заставлять обычного человека повторять рекорды бегуна Болта или тяжелоатлета Жаботинского кажутся глупостью. Но и нагружать проектами ребенка семи-десяти лет — это бред.

А что будет далее в средней и высшей школе?..

Мы создаем нацию недоучек и образованных снобов. Мы строим ад сами, своими руками. Мы превращаем общество в руины, воспитывая людей стандартно мыслящих, обладающих фрагментарным, но не глубоким знанием, ориентированных на профессионализм в ущерб универсализму («Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння». Козьма Прутков) и не переходящих за пределы материалистического мировоззрения, в его счетоводном измерении.

Необходимо сейчас всем нам осознать, что образовательная система в РФ (слепо копирующая западный «опыт») все больше и больше превращается в шлях, ведущий к пропасти, к суициду элиты и нации. Чтение Брукса великолепно помогает пониманию этого.