Донбасс и Кемерово. Диаспоры
Вячеслав Тихвинцев

Донбасс и Кемерово. Диаспоры

Один западный дипломат сравнил конфликт на Донбассе с десятилетней ирано-иракской войной. Иранцы и иракцы долгое время не вели активных боевых действий, каждая сторона удерживала свой участок фронта и война сводилась к спорадическим обстрелам и работе ДРГ.

Войне на Донбассе уже четыре года. Сколько она ещё продлится? Столько же? Или дольше?

Донбасс по-прежнему нуждается в волонтерской помощи и бойцах-добровольцах. Недавно МЧС России направило в ЛДНР очередной конвой с гуманитарной помощью, в т.ч. с наборами для детей от года до шести лет. Угроза гуманитарной катастрофы на Донбассе купирована, но не устранена полностью. Без помощи России Донбасс не выстоит.

Продолжается миграция жителей ЛДНР в Россию. Россия для них — окно во внешний мир, возможность найти работу, отправить детей на учебу в вуз или на отдых в летний лагерь. Количество жителей ЛДНР в России увеличивается, хотя сама миграция частично носит маятниковый характер — часть донбассовцев периодически возвращается домой, чтобы через время снова появится в России.

В России действуют украинские диаспоральные организации, цель которых — оказание помощи гражданам Украины, выехавшим из страны в связи со сложной военно-политической обстановкой.  

К примеру, на территории Кемеровской области с 2014 г. работает Кемеровская региональная общественная организация — Национально-культурная автономия украинцев «Злато» (НКАУ «Злато») во главе с Петровской Н.А.

Заявленной целью деятельности организации являются культурно-просветительская, научно-исследовательская и научно-методическая деятельность; укрепление взаимосвязей украинцев на территории региона; сохранение самобытности, языка, народных обычаев, традиций, творчества, культурных и духовных ценностей, ремесел; поддержка инициатив самодеятельных коллективов; содействие развитию культурного сотрудничества с национальными организациями и диаспорами, а также контактам с органами государственной власти; помощь в социальной и культурной адаптации украинцев и оказание им юридической помощи.

В регионе проживает значительное количество этнических малороссов (украинцев), и после «евромайдана» их стало ещё больше. Само определение «украинец» по отношению к ним не проясняет всей ситуации. Автоматически к украинцам причисляют всех, кто приехал с Украины, в т.ч. русских жителей Донбасса.

Если вкладывать в слово «украинец» его первоначальный, региональный смысл, тогда такое определение верное. Украинец — житель Украины, как региона, как окраины. Так же сибиряк — житель Сибири, кавказец — Кавказа, как регионов, а не государственных образований.

Если же под украинцами подразумевать отдельный народ, то такое определение неверно, потому что жители Донбасса украинцами себя не считают.

Как бы там ни было, но представители «Злато» из числа украинцев Кузбасса недовольны низкой эффективностью работы Петровской Н.А. Организация фактически не работает, но руководительница умудряется отсчитываться о проводимых мероприятиях.

Организации желательно установить контакты с консульством Украины в Новосибирске, но не для того, чтобы выполнять русофобские указания из Киева, а для того, чтобы дать понять украинским дипломатам, что диаспора Кузбасса не участвует в антироссийских игрищах. Это будет ситуация, когда украинская диаспора России сама будет формировать повестку дня, а не принимать навязываемую Киевом.

В действительности украинцам нужна достаточно нормальная общественная организация, способная информационно влиять на Украину. Киев пытался продавить на пост главы всех российских украинцев невменяемого персонажа по фамилии Гиржов, но российские правоохранители вовремя запретили ему въезд на территорию России.

Киевскую хунту нужно лишать рычагов влияния на украинскую диаспору России, а для этого у российских украинцев должна быть эффективная общественная организация с авторитетными руководителями и внятной повесткой дня.

В дополнение укажем, что не только Украина хочет работать со своей диаспорой в России.

Германия опекает Немецкое молодежное объединение Кемеровской области во главе со студентом, не обладающим достаточным опытом для такой работы.
Фактически в Кузбассе в 2016-2017 гг. перестали работать или совсем закрылись 5 организаций российских немцев — Общество немцев «Видергебурт», «Содружество-Гемайншафт», Немецкая региональная национально-культурная автономия Кемеровской области, Местная национально-культурная автономия г. Кемерово и Центр немецкой культуры г. Новокузнецка.

Сейчас действует Координационный совет немцев Кемеровской области. Все эти организации получали  финансирование из бюджета ФРГ на реализацию различных образовательных и других программ.

Регулярно проводится при участии и финансировании Германии детский Всесибирский фестиваль-конкурс искусств им. Вернера М.М., но в 2017 году по условиям немецкой стороны победителями конкурса не могли быть выбраны дети без немецких корней, хотя их участие допускалось в пределах 30%.

Не исключено, что под прикрытием благих целей Берлин хочет развить в молодежной среде прогерманские настроения, что не так уж и трудно, когда организациями управляют молодые студенты, не разбирающиеся в подобных хитростях.