В России еще есть шанс на спасение

Однажды я сподобился увидеть наяву святого Иоанна Предтечу. Это произошло как раз 7 июля, на его рождество. Стояло теплое лето 1971 года. Я тогда работал во вторую смену и решил с утра сходить за продуктами. В десятом часу выхожу из квартиры -  и вдруг вижу: на лестничной площадке нашего этажа, где-то в метре от моей двери, на полу лежит человек в длинной светло-коричневой свитке из верблюжьей шерсти, длиной почти до колен, перетянутой полузастегнутым солдатским ремнем, на ногах – выцветшие синие брюки и хромовые сапоги.

С удивлением глядя на незнакомца, я обошел его сбоку, стал со стороны ног и начал пристально рассматривать лежащего. Сперва подумалось: нищий, но я тут же отогнал эту мысль – нищие обычно ходили по этажам, просили милостыню, откроешь им дверь по звонку, дашь мелочь – он и пойдет себе восвояси, а этот никуда не шел, ничего не просил. Он лежал, запрокинув голову, сложив руки на груди, ноги были полусогнуты в коленях. Капюшон его свитки откинулся назад, и видны были длинные темные волосы, впереди расчесанные на пробор, волосок к волоску, такие же аккуратные были усы и борода. На вид ему было лет тридцать, форма головы и смугловатый цвет кожи выдавали в нем жителя Ближнего Востока, а необыкновенная красота его лица приковывала взгляд. Это была не земная, а небесная, одухотворенная красота, совершенная гармония всего. Казалось, никакой художник ни в силах изобразить такое. В жизни мне часто доводилось видеть симпатичных людей, смотреть картины, скульптуры, но все это было ничто по сравнению с тем, что я увидел. Все черты лица его были идеально классической формы, но больше всего меня поразили его глаза. Взгляд незнакомца был устремлен вверх, большие глаза его были широко открыты и, что удивительно, они были прозрачны – просматривались насквозь до глазного дна. Это так поразило меня, как и весь загадочный облик незнакомца, что, застыв на месте, я минут пять пристально, не отрываясь, рассматривал его с головы до ног. Я сразу понял, что это святой Иоанн Предтеча. Некоторое время он дозволили себя созерцать, но потом перевел на меня свой взгляд -  я не выдержал его взора и сразу ушел. Как сейчас об этом жалею! Мне же надо было сесть на ступеньку лестницы и ждать, смотреть, что же дальше будет, куда он денется, а я ушел в магазин. Когда через час вернулся, его уже не было.

Ведь подумайте сами: юг, начало июля, десятый час утра, на улице жара +25, а он одет в длинную теплую шерстяную свитку, какие сейчас можно увидеть разве что в музеях. Помню, в 1938 году мы с отцом пасли скот, и в непогоду он надевал похожую одежду, но уже после войны ее не носили, а тем более летом, когда все ходят в рубашках с коротким рукавом, легких брюках и сандалиях. Если бы человек в таком виде появился бы на улице, его бы засмеяли. Это был древний пророк, одетый в одежду своего времени. Таинственно появился и так же исчез. Весь его внешний вид был точь-в-точь,  как описано в Евангелии, это чувствовалось и по духу, ведь я к тому времени уже семь лет ходил  в храм и был воцерковленным человеком.
А позднее Господь послал мне уверение в этом чуде, подтверждение случившегося.

В 1972 году делали ремонт в храме, прихожанином которого я был. Делали его «по-партизански», т.е. втайне от властей, силами прихода. И мне, как одному из немногих мужчин, посещавших церковь, поручили изготовление нового иконостаса. В свободное от работы время я ездил по базам, договаривался, закупал материалы, даже нашел мастера-краснодеревщика. И когда я уехал в отпуск – везде, где бы я ни был, заходил в храмы, смотрел устройство иконостасов, думая, что бы можно было и нам применить. В этом году я поехал на Западную Украину. И вот захожу в храм, служба только отошла, и народа почти нет, уборщицы уже начинают мыть полы. Приложившись к праздничной иконе на аналое, я пошел дальше к солее, рассматривая иконостас. Обогнув левый клирос, вдруг стал как вкопанный: слева от иконостаса на стене я увидел на иконе то лицо, тот лик, который я видел у лежавшего возле моей двери человека! Я попросил стоявшую неподалеку старосту вызвать из алтаря священника, взяв у него благословение и указывая на образ святого, спросил: «Чья это икона?». «Иоанна Крестителя», - ответил он. Мне и нужно было только его свидетельство, ведь я и сам прекрасно понимал, что это был святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

Я потом много раз думал – что же может означать это явление? Ведь святой Иоанн Предтеча ничего мне не говорил, только молча взглянул на меня, но как красноречив был его взгляд! В нем было все: и укор, и призыв, и мольба, и небесная благодать, и некая божественная власть, требующая моего покаяния. Я думаю, то, что он лежал, а не стоял, обозначало тогда степень моего духовного состояния, а возможно, и вообще русского народа – ведь мы лежали, были расслаблены духовно, бездейственны (руки у святого были сложены на груди), не ходили правыми путями Господними – не ходили  в храм (ноги пророка были подогнуты в коленях), не готовы ни на какое богоугодное дело – не препоясаны (ремень явившегося был полурасстегнут: ведь когда человек собирается что-либо делать или работать, он одевается, подпоясывается, чтобы не мешала одежда). Это была наглядная картина нашего бедственного положения. Это был призыв к покаянию и исправлению нашей греховной жизни, моей лично и всех нас, так как это была поза кающегося человека. Поэтому я вам это так подробно и описываю, ведь явление святого Иоанна Крестителя касается всех, это показатель того, как близко к нам святые и сопереживают нам.


Духовник Свято-Боголюбского женского монастыря Аархимандрит Петр (Кучер)