Спящие в Ереване
Дмитрий Цыбаков

Спящие в Ереване

Новая стратегия политического отчуждения ближнего зарубежья России

Стремительные повороты политических событий в союзной Российской Федерации республике Армения наводят на мысль на появлении в ближнем зарубежье России совершенно новых факторов, серьезно подрывающих шансы на успешное завершение проектов евразийской интеграции, продвигаемых российским руководством на протяжении последнего десятилетия. По мнению доктора политических наук, заведующего кафедрой гражданского права Среднерусского института управления-филиала РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации Дмитрия Цыбакова, недавнее свержение законного правительства в Ереване может рассматриваться как прецедент начавшегося переформатирования баланса сил внутри когорты политических тяжеловесов Евразийского экономического союза.

Со стороны официальной Москвы изначально отмечалось настороженное отношение к очередному перевороту, проведенному типично в «майданном» стиле с доскональным следованием технологиям «ненасильственного протеста» небезызвестного Дж. Шарпа.

Однако по мере осознания катастрофического недоверия армянского общества к столичной правящей верхушке, российское руководство еще раз убедилось в ограниченности своих возможностей на поле политической борьбы в новых независимых государствах Закавказья. Как только лидер протестов Н. Пашинян послал ряд декларативных знаков о нерушимости армяно-российского союза и готовности не начинать процедуры выхода страны из ЕАЭС, российская сторона без видимых колебаний одобрила легитимность вождя ереванских уличных протестов.

Официальные масс-медиа в очередной раз совершили головокружительный кульбит, обосновывая признание лидера антироссийского движения «Исход» внушительным набором внешне вполне логических аргументов. Наиболее экзотической выглядит версия ряда экспертов о том, что майдан «Ереван-2018» на самом деле является ничем иным как очередным «хитрым планом»: в результате изощренной комбинации от власти в Армении оказался отстранен чрезмерно усилившийся карабахский клан, на протяжении многих лет обделявший по части распределения влияния и ресурсов и т.н. евроинтеграторов, и т.н. «московских армян».

В этой связи наибольший интерес вызывает смена власти в дружественной стране для российских национально-государственных интересов, сфокусированных в стратегии создания Евразийского экономического пространства/союза.

Не секрет, что в последние годы политическая карьера Н. Пашиняна строилась в том числе на лозунгах разрыва с евразийской идеей и разворотом в сторону атлантизма. А его непосредственное окружение, после майского триумфа сего года пополнившее ряды правительства Армении, было и остается приверженцем «европейского пути» в ущерб сближению с Россией и другими участниками ЕАЭС, с которыми, к слову, общество и экономика Республики Армения связаны куда менее прочными узами, нежели с Российской Федерацией.

Показательны персоны вице-премьеров вновь утвержденного кабинета министров — первый заместитель главы правительства А. Мирзаян (39 лет, историк-архивист) является ближайшим соратником своего патрона по партии «Гражданский договор». Другой вице-премьер — 29-летний Т. Авинян трудился секретарем союза/партийной коалиции «Елк» («Исход»). Еще один сподвижник Н. Пашиняна по «Гражданскому договору», С. Папикян стал министром территориального развития. А профессиональный конферансье ночных клубов (ди-джей по-современному) (!) 30-летний Э. Агаджанян, член того же «Гражданского договора», возглавил администрацию премьера.

Практически все они в свое время проходили подготовку и в рамках проектов различных неправительственных организаций, прямо финансируемых США и их союзниками. Наиболее заметное влияние на становление мировоззрения команды Пашиняна могли сыграть такие программы как Международный Фонд избирательных систем (ИФЕС) со штаб-квартирой в Вашингтоне, занятый «поддержкой в проведении выборов в странах новой и формирующейся демократии», а также нидерландский Институт многопартийной демократии — организация по содействию партийному строительству в тех же «молодых демократиях».

Таким образом, имея в парламенте Армении 9 мест и получив на сентябрьских выборах мэра Еревана 21% голосов избирателей, прозападный альянс партийных маргиналов обрел полный контроль над исполнительной властью в государстве. Нельзя сбрасывать со счетов и присутствие в правительстве Пашиняна старейшей националистической организации «Дашнакцутюн», чей представитель А. Минасян получил портфель министра экономического развития и инвестиций. Дашнаки традиционно опираются на влиятельную армянскую диаспору дальнего зарубежья, глубоко чуждую идеям евразийского интегрализма.

Если принять во внимание еще и фигуру недавно избранного главы государства — британского подданного, владельца миллиардного состояния, то напрашивается вывод, что идейные установки и меркантильные интересы нового «политического класса» Армении прямо связаны с атлантическим сообществом.

При этом выразители интересов указанной политико-экономической группировки в лице Н. Пашиняна и его соратников прекрасно осознают ступень зависимости от России и ОДКБ в военно-стратегических вопросах. Именно уязвимость страны в геостратегическом и военном отношении, на наш взгляд, и заставляет лидеров ереванского «майдана» обращаться к риторике пророссийского и проевразийского содержания.

Перед глазами армянского общества, как и перед социумами других новых независимых государств ближнего зарубежья, наглядно возникает украинский пример безоглядного подчинения евроатлантистам, чреватый национальной катастрофой и лишением остатков суверенной государственности. Поэтому вожаки протестного движения 2018 г. в Армении действуют наподобие тактики вдохновителей первого, «померанчевого майдана» 2004 г. в Киеве. Ведь тогда, в разгар схватки с регионалами, команда Ющенко-Тимошенко также всячески избегала и насильственных акций и антироссийских и антирусских лозунгов. Напомним, что и первый визит вновь избранного в незаконном третьем туре президентских выборов В. Ющенко так же, как теперь у Н. Пашиняна, состоялся в Российскую Федерацию. Московская либеральная пресса тогда была буквально переполнена восторгами относительно «независимости» креативного киевского политика.

В отличие от Украины, которая при нынешних властях способна вредить российским интересам главным образом извне, приверженцы европейской ассоциации в Ереване, да и в других столицах Евразийского экономического союза, получили теперь для этого совершенно другую возможность. Даже со стороны наследников раннего постсоветского периода из Минска и Астаны Российская Федерация терпит на международной арене разного рода недружественные шаги, регулярно возникают противоречия и конфликты на площадках ЕАЭС по проблемам торгового, экономического, гражданско-правового характера. Едва ли стоит ожидать теперь какой-то особенной уступчивости в переговорах по этим проблемам от армянских правительственных делегаций обновленного состава. Тем более, ждать от них объективной поддержки в непростых дискуссиях со знающими себе цену евразийскими лидерами.

Попадание прозападного Н. Пашиняна в клуб вершителей судеб постсоветского пространства является примером для мечтающих о кормиле власти сторонниках прозападного курса в Белоруссии и в Казахстане. Теперь возникает соблазн двигаться в «единую Европу» не стремительным рывком, а постепенно, посредством многолетней эксплуатации российских ресурсов, выстраивая альтернативные по отношению к России экономические и политико-управленческие модели. Вполне подходящим местом для воплощения такой стратегии представляется формат евразийской интеграции, созданный усилиями российской правящей элиты.

Нельзя точно спрогнозировать, лидеры с какой идеологической программой будут составлять компанию российским представителям в руководящих структурах ЕАЭС через 5-10-15 лет. Несомненно, что возможное преобладание среди них воспитанных на грантах атлантических держав будущих политических элитариев не будет отвечать ни политическим, ни идеологическим, ни военным интересам России.