Мария Соловьева

Агония ТЭФИ – как признак деградации телевидения

Жизнь по Собчак: порок и разврат отвечают человеческой природе, а значит, обладают практически священной неприкосновенностью Кризис отечественных СМИ получил на днях очередное подтверждение. Премия ТЭФИ, долгое время считавшаяся неким стандартом качества телевизионных передач, ведущих и т.п. согласно протоколу о премиях, в этом году проигнорирована каналами НТВ, ТНТ, всеми каналами ВГТРК («Россия», «Вести», «Бибигон», «Спорт»). Фактически, само существование ТЭФИ под угрозой. Премия ТЭФИ в свое время была утверждена журналистами из Академии Российского Телевидения. В настоящее время ее президентом является Владимир Познер, чей юбилей страна отмечала, глядя в голубой экран и наслаждаясь хвалебными эпитетами, рассыпаемыми вдоль и поперек по слащавым сюжетам. Несмотря на весь пиетет тележурналистов к Владимиру Познеру, премия под его протекторатом заканчивает свое существование. Изначально, в самом начале становления телевизионного вещания в независимой и демократической России, премия ТЭФИ учреждалась как мерило профессионального роста даже не просто отдельных личностей, а самой телевизионной журналистики. Первоначально так оно и было. Поощрялись интересные программы, транслировалось награждение по федеральным каналам, анонсировалось по ним же. Постепенно, с течением времени пафос мероприятия сошел на нет. Сначала прекратились прямые трансляции, потом из числа конкурсантов стали выходить телеканалы. Впрочем, за долгие годы существования ТЭФИ отношение изменилось не только к премии, но и к самому телевидению. Пожалуй, программ, соответствующих стандартам премии, становится все меньше. Аналитические передачи, ток-шоу, дискуссионные клубы на сегодня можно пересчитать по пальцам. В прямом эфире в самые кассовые часы нет ни одной политически направленной программы. Все, что есть, идет либо в записи, либо глубоко за полночь. «600 секунд» выродились в программу «Максимум», где все интриги и расследования касаются исключительно грязного белья известных и неизвестных людей. Мало того, если в конце 90-х годов прошлого века, безусловно, золотого времени отечественного телевидения, телеперсонами были люди вроде Леонида Парфенова, то теперь на смену им пришел Сергей Зверев. «Дежурного по стране» плавно сменил «Камеди клаб». Непрерывные смех-шоу в вечернем эфире основных телеканалов, судебно-скандальные шоу в дневном, псевдо-оздоровительные шоу в утреннем - скандально-циничный душок витает над телеэкраном. Не удивительно, что самым популярным персонажем стала Ксюша Собчак, активно пропагандирующая отказ от ханжества и псевдоинтеллектуальности. Искренность, о которой непрерывно твердит Собчак, зиждется на потакании «естественным» сторонам человеческой натуры. По ее мнению, ставшему сегодня общественным, порок и разврат вполне отвечают человеческой природе, а значит, обладают практически священной неприкосновенностью. Разговоры о милосердии и благотворительности Собчак отметает как имиджевые и «неискренние». Ведь быть искренним – значит, потакать низменным инстинктам, не более того. Впрочем, речь не о Собчак, а о тенденции, или тренде, как нынче модно говорить, в общественном сознании. Ведь Собчак в ее сегодняшнем состоянии - не более чем зеркало общественных ожиданий. И ожидания эти сформированы телевизором. Так что мы пожинаем плоды того, что взращивали сами, глядя на первые шоу вроде «За стеклом» и «Последний герой». Просто Собчак не заканчивается вместе с эфиром «дома-2», а остается жить с нами. Потому что мы этого хотели. Мы хотели простых и искренних людей, не похожих на пафосных стахановцев Советского Союза и пламенных демократов эпохи раннего Ельцина. Зверев, так естественно матерящийся в эфире, является не более чем порождением коллективного подсознательного ожидания. Ожидание же это вызвано желанием увидеть известного человека, перемазанного в скандальной грязи, что показало бы его настоящую природу, такую близкую нам самим. Надоело быть быдлом? Получите быдло в телевизоре. Теперь, сравнивая себя с Анфисой Чеховой, многие женщины могут сказать о себе «целомудренная», на деле не являясь не только целомудренными, но даже примитивно брезгливыми. ТЭФИ, даже при некоторой пафосности и ангажированности премии, все же задавала некий стандарт профессионализма. Отказ от участия в конкурсе означает, по сути, отказ от стандартизации и регламентации деятельности. А таковой отказ говорит скорее не о свободе от неких границ, сколько о нежелании эти границы признавать. Глядя в телевизор, сложно сказать, что каналы переросли те нормы, которые существуют в ТЭФИ. Скорее можно сказать, что современное вещание сильно упало в уровне программ, даже в сравнении с наивными 90-ми. Упадок ТЭФИ говорит об упадке телевидения в целом, которое больше не нуждается в критике со стороны своих же коллег. Не нуждаются же они в критике именно потому, почему и Собчак говорит об искренности, - потому что у них есть рейтинг. А в мире капитализма спрос решает все. Да здравствуют потребители!