Возрождение слободского казачества
Анатолий Агранин

Возрождение слободского казачества

Ранее мы писали о возрождении Азовского казачьего войска. Теперь поговорим о целесообразности возрождения слободского казачества. Слободское казачество просуществовало всего около 100 лет, но его возрождение может принести пользу сегодня.

В XVII веке на территории современных Белгородской, Воронежской и Курской областей России и Харьковской и Сумской областей Украины были сформированы слободские казачьи полки. Занятые ими земли получили название Слободской Украины (окраины). В слободские казаки записывали казаков-запорожцев и малороссийских селян, бежавших от польского гнёта. Особенно массовыми были переселения после антипольских восстаний, когда на Слобожанщину прибывали казаки и не казаки десятками тысяч.

Слободские казаки храбро сражались в войнах с Турцией, Пруссией и Персией. Особую антипатию питали к предателям-мазепинцам и безжалостно расправлялись с ними на поле боя. Слобожанщина была русским казачьим краем, его население несло тяжёлую пограничную службу.

К 1765 г. слободское казачество было расформировано, казаки частью перешли в солдаты, частью ушли к донским и уральским казакам. Сегодня, по прошествии трёх веков, не пора ли возродить слободское казачество? Приведём в пользу этой мысли ряд теоретических обоснований.

Слободское казачество защищало западные рубежи России, когда Речь Посполитая претендовала на всю Малороссию. Сейчас у наших западных границ сложилась схожая геополитическая ситуация. Польша вновь расширяет сферу своего влияния за счёт переименованной в Украину Малороссии, вместе с союзниками по НАТО проверяет Россию на прочность.

Возрождение в этой части России патриотических традиций слободского казачества, с его патриотизмом и готовностью грудью встретить врага, ознакомление с этими традициями молодёжи и юношества (заниматься военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения должны будут возрожденные слободские казаки) было бы весьма кстати.

История слободского казачества — это часть истории Курской, Воронежской, Белгородской областей России. Разве эта история не достойна того, чтобы её возродить и наполнить новым содержанием, выразив преемственность сегодняшнего поколения поколению прошлых веков, когда стояла Белгородская оборонительная черта, а её гарнизоны были готовы сражаться до конца с любым врагом, кем бы он ни был?

История слободского казачества — это общая история России и Украины. И это один из главных идеологических аспектов в пользу возрождения слободского казачества!

Сегодня Харьков, Сумы — это Украина, которая подпала под влияние Запада. Режимом Порошенко и его заокеанскими кураторами ей отведена роль антироссийского тарана. Ценой жизней тысяч своих граждан Украина должна расчистить дорогу влиянию Запада у российских рубежей.

Населению Украины вдалбливают в головы русофобские идеи и убеждения. Хоть Харьков и Сумы находятся тут же, у границы с Россией, хоть количество пророссийских граждан там выше, чем в других украинских областях, все равно в зоне т.н. «АТО» харьковчан и сумчан хватает. Они забыли, что жители Воронежа, Курска, Белгорода для них не враги. Им внушили, что у них с этими людьми нет и не было общей истории.

Возрождение слободского казачества как раз и стало бы идеологическим ответом на пропаганду украинских националистов с их лозунгами «Харькiв — украiнське мiсто»(слово «украинский» здесь означает русофобский). Возрождённое слободское казачество самим фактом своего существования будет напоминать об истории Слобожанщины как русского края. Русского не столько в географическом смысле, сколько в идейно-цивилизационном.

Через широкую информационную кампанию в СМИ, деятельное участие в военно-патриотической работе, активную социальную позицию слободское казачество напомнит харьковчанам и сумчанам, что их деды-прадеды Россию считали Родиной, Москву — Третьим Римом, за неё сражались и гибли.

По ту сторону границы, с украинской стороны у слобожан неизбежно появятся сочувствующие. Найдутся интересующиеся историей казачьей Слобожанщины и заинтересованные в её изучении. Ведь слободское казачество будет рядышком, сразу у границы, только ногу перекинь! Слободское казачество превратится в этакого агента влияния, элемент «мягкой силы», распространителя идеологии Русского мира у самых границ украинского русофобского националистического государственного проекта с целью переноса этого влияния на сопредельную территорию.

В Харькове и Сумах очень многим не нравится украинский национализм, и нужны различные идейно-патриотические формы для выражения этого недовольства. Слободское казачество может быть одной из таких форм. Даже не состоя в слободском казачестве, харьковская и сумская молодёжь будет считать себя его незаконно отторгнутой частью. Всё это возможно при условии целенаправленной, планомерной и чёткой идеологической работы со стороны возрождённого слободского казачества, с акцентом на то, что Харьков и Сумы — это русская казачья земля, и что таковой она была задолго до появления нынешней националистической Украины.

Пусть слободское казачество напоминает, что Украина — это Малороссия, что запорожцы и слобожанцы вместе сражались за русского царя, что Русский мир — это не только Великороссия (современная Россия), а весь ареал русско-православной цивилизации. Пусть напоминают, что земли слобожанских казаков искусственно разделены не менее искусственной российско-украинской границей. Нельзя отдавать историю этого края на откуп украинским нацикам.

В Курске, Воронеже, Белгороде казаки есть, но они относятся либо к Центральному казачьему войску, либо существуют на правах общественных организаций. Если здесь появятся ещё и слободские казаки, будет вовсе замечательно.

Ещё каких-нибудь 100 лет назад память о слободском казачестве была ещё жива в России. В 1895 г. выходит сборник Пётра Головинского «Слободскiе козацкiе полки»,в 1913 г. о слобожанцах упоминает известный историк казачества, донской казак-писатель Евграф Савельев в книге «Племенной и общественный состав казачества».

Так пусть же о слобожанцах вновь заговорят сегодня, в XXI веке! России это пойдёт только на пользу.