Музыкальное приучение к свободе

Пытки военнопленных и подозреваемых в терроризме, как свидетельствуют многочисленные скандалы, являются обычной практикой, как американских военных, так и спецслужб. Более того, обсуждение в законодательных органах перечня «допустимых» и «недопустимых» методов воздействия на подозреваемых, говорит о том, что органы дознания и следствия МО и спецслужб США не готовы отказаться от применения пыток, как таковых, видимо полагая, что без их применения работа с задержанными неэффективна. Но история с Абу-Грейб, закончившаяся обвинительными приговорами в отношении военнослужащих, виновных в бесчеловечном обращении с пленными иракцами, заставила американцев, работающих со «спецконтингентом» быть более осторожным. Это касается не только того, что пришлось отказаться от «эффектных» фотографий для «дембельских альбомов» в стиле Абу-Грейб. Пришлось быть и более избирательными в смысле методов воздействия на подозреваемых. Так, по мнению американских правозащитников, в настоящий момент предпочтение отдается так называемым «психологическим пыткам», не оставляющим следов на теле жертвы и делающих не обязательным прямое насилие. Одним из таких излюбленных способов «допросов с пристрастием» являются акустические пытки – с помощью популярной музыки. Данный метод вовсю использовали агенты ФБР еще в в прошлом столетии, но пыточный арсенал, как о том свидетельствуют материалы расследования американского журнала Mother Jones, включали в себя рождественские гимны и синглы Нэнси Синатры. Сегодня же иракских пленных глушат «металлом» в исполнении различных сатанистских групп. Как известно, медики и психологи уже давно заявляли о том, что «музыка» такого рода разрушительна для человеческой психики даже в обычных условиях и при умеренной громкости. Но на иракцев чудовищные децибелы обрушивают в небольшой замкнутой камере, которую, как рассказал один из иракских заключенных, тюремщики называют "дискотекой". Именно эти способы воздействия американское законодательство называет "легкими пытками", применение которых в отличие от "тяжелых", вполне допустимо. Ведь, как уверяют представители Пентагона, пытка музыкой не намного хуже, чем громкий звук из чужого плеера. Иной точки зрения придерживаются сами заключенные, подвергавшиеся допросам с помощью методов "псиопов". Они убеждены, что это гораздо хуже физических пыток. Как рассказал Биньям Мухаммед, британец, до сих пор находящийся в Гуантанамо, когда ему неоднократно резали бритвой гениталии, он еще мог терпеть боль, но вот ощущение того, что он сходит с ума из-за пыток музыкой оказалось совсем невыносимым. Добавим, что на основе полученных таким образом "доказательств" американские военные принимают решение о судьбе заключенных. Один специалист по допросам в Гуантанамо считает, что "сломать" человека можно примерно за четыре дня, если между допросами пытать его светом стробоскопа и громкой музыкой. "Сломать" - это еще один любимый палачами эвфемизм. По их мнению, "сломать" человека - это все равно, что получить от него нужную информацию. При этом очевидно, что она, полученная от "сломанного" пленного, имеет мало общего с правдой. Хотя для того, чтобы объявить его террористом и показать работу дознания или следствия, этого бывает вполне достаточно. По мнению психологов, пытка музыкой - явное варварство. К тому же она по различным причинам оказывается бессмысленной. Как и всегда в "войне с террором", методы американских сил не соответствуют заявленным целям (добыть "обоснованные разведданные"). О музыкальных пытках сегодня уже известно самой широкой общественности во всем мире, в том числе, и тем чью музыку, собственно, и используют в качестве инструмента пыток. Исполнители, не желающие, чтобы их музыка использовалась при пытках других людей, уже начинают выступать на эту тему. В нынешнем году на лондонском фестивале Meltdown, проходящем под покровительством группы Massive Attack, был поднят вопрос о пытках музыкой. В ходе всемирного тура указанная группа будет использовать в своих выступлениях видеокадры о передаче преступников за границу и о тайных тюрьмах. Однако факт подобного использования музыки волнует далеко не всех. На слова о том, что его музыка становится пыткой, Джеймс Хэтфилд, один из основателей Metallica, отвечает циничным смехом. "Если иракцы не привыкли к свободе, то я рад поучаствовать в их просвещении", - заявил он. Барабанщик дес-метал группы Deicide Стив Эшейм сомневается, что музыку можно сравнивать с настоящими пытками. "Посмотрите с другой стороны, - говорит он. - Эти ребята ведь не какие-то школьники. Они воины, их учили выдерживать пытки. Они готовы к тому, что их будут жечь горелкой, бить или ломать кости. Если бы я был пленным в Гуантанамо, а на меня бы обрушили поток музыки, то я бы сказал: "И это все, что вы можете? Ну, попробуйте". Я не верю, что пытки нужны, но я также не верю, что громкая музыка - это пытка". Звукозаписывающая индустрия демонстрирует явное нежелание обсуждать проблему, связанную с пытками музыкой. Редакция The Guardian попыталась связаться с исполнителями Metallica, AC/DC, Drowning Pool и Deicide, звездой хип-хопа Эминемом, Брюсом Спрингстином и британскии бардом Дэвидом Грэем, а также с создателями детского телешоу "Барни-динозавр". Их песни, как сообщается, использовались в американских военных лагерях для военнопленных. В большинстве случаев менеджеры и представители по связям с общественностью отвечают на вопросы вежливым, но твердым "без комментариев", либо не отвечают вовсе. "С этим вопросом никто не хочет иметь дела, - рассказывает Дэвид Грэй, один из немногих артистов, согласившихся высказаться по проблеме. - Поразительно, что протесты не звучат громче. Я бы с радостью подписался бы под петицией с требованием не использовать мою музыку, но это, мне кажется, не совсем то, что нужно". Певец не знает, можно ли привлечь правительство к ответственности через суд на основании того, что оно использует музыку при допросах без разрешения исполнителей. "Чтобы публично проигрывать некую запись, необходимо получить разрешение, а для этого требуется подать соответствующую просьбу, - говорит он. - Не знаю, озаботилось ли этим правительство США, но сильно сомневаюсь - ведь оно в любом случае действует вне закона". Американские солдаты подходят к пыткам "творчески". Иногда выбранная песня звучит издевательски для заключенных, которые годами находятся в тюрьмах без суда: в иракском Кэмп-Купере любимой песней мучителей была We are the Champions группы Queen ("Я страдал/Раз за разом/Я отбыл срок/Хотя не совершал преступления"). Другие песни словно озвучивают подсознательные мысли самих заключенных: в Гуантанамо, например, использовалась песня Killing in the Name Of группы Rage Against the Machine ("Те, кто трудится, сжигают кресты... /Идите к черту, я не стану делать то, что вы велите!"). Подключая к работе воображение, плохо подготовленные специалисты по допросам неизбежно скатываются к собственным комплексам или извращениям. Один из таких начинающих "диджеев" объединил звуки детского плача (невыносимого, как известно, для человека) с телерекламой кошачьей еды "Мяу-микс". Но вот чаще всего мучители используют песню I Love You из детской программы "Фиолетовый динозавр Барни". Если вчитаться в текст, то он покажется совершенно неуместным: "Я люблю тебя, ты любишь меня – мы дружная семья/Я крепко обниму и поцелую тебя/Неужели ты не скажешь, что тоже любишь меня?" Но вот любой родитель, чьи дети смотрят эту программу, хорошо знает, насколько раздражает музыка. На жаргоне палачей это называется "бессмысленная музыка" – она должна убедить заключенного, что сопротивление бесполезно. Текст другой излюбленной песни военных палачей группы Deicide по сути антихристианский, сатанистский (это к вопросу о том, что пропагандисты Аль Каеды именуют американских оккупантов не иначе, как «крестоносцы»). Подводя определенный итог необходимо отметить, что, как свидетельствуют специалисты, музыкальные пытки ничем не «легче» избиений, пыток током или иных других: их результатом могут быть: тяжелая депрессия, нервные и психические расстройства, различные психо-соматические нарушения. Таким образом никакой речи об их «гуманности» и «допустимости» быть не может. Если же коснуться чисто практической стороны вопроса, то использование акустических пыток для получения «обоснованных разведданных» бессмысленно, поскольку обработанный с их помощью человек выдает не объективную информацию, а ту, которую от него требуют. Центр Политической Свободы http://politsvoboda.ru/