Загадки святого апостола Фомы
Александр Гончаров

Загадки святого апостола Фомы

Неделя о Фоме, или Антипасха (народное название – «Красная горка») – этот праздник приходится на первое воскресенье после Пасхи Господней. Одно из названий праздника говорит само о себе и связано с евангельским эпизодом, когда апостол Фома не поверил другим ученикам Христовым, сообщившим ему, что Господь воскрес и сам явился к ним.

«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 24-29).

Любовь ко Христу

Светский человек, пролиставший, но вдумчиво не прочитавший текст Нового Завета, сразу же припомнит, что есть поговорка – «Фома неверующий», и на этом успокоится, мол, этот апостол был настолько недоверчив, что пока сам лично не удостоверился в Воскресении Христовом при встрече с Господом, то и не очень-то и веровал в это. Но такой подход явно будет легковесным.

В Новом Завете само имя апостола Фомы Дидима (в переводе с греч. – Близнеца) встречается всего несколько раз. Впервые – когда Господь наш Иисус Христос избрал себе двенадцать самых верных последователей.

Бог дает апостолам право и возможность творить чудеса и тем приводить людей к Истине. Апостол Фома также получил такое право.

А о предназначенном пути и вере Господь наставил апостолов сам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду, и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин. 14, 1-7).

Истина выше всего

Любил ли апостол Фома Господа? Евангелие от Иоанна дает однозначный ответ: «Да. И готов был принять мученическую кончину за Учителя».

Иудеи искали Сына Человеческого для того, чтобы побить Его камнями. Христос удалился от них, но узнав о смерти праведного Лазаря, решил вернуться в Иудею. Ученики начали бояться гибели Христа, да и явно опасались за свои жизни. И здесь апостол Фома проявляет твердость и любовь ко Господу: «Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 14-16).

Кажется, что эти слова апостола Фомы никак не согласовываются с его требованием лично увидеть воскресшего Христа. Апостол Фома радуется Его Воскресению, но трепещет в душе, что, может быть, это ошибка… Апостол Фома здесь напоминает праведного Иова. Ему нужен сам Бог, и никак не менее. И стоило только Христу стать перед апостолом, как тот даже и не собрался «вложить персты» в раны Спасителя. Но от Бога апостол Фома получил вполне справедливый укор, который, наверное, надо отнести ко всем сомневающимся христианам, а в меньшей степени к апостолу. Евангелия ведь созданы не как исторические хроники, а как книги, служащие проповеди и для наставления. Евангелия – это тексты для всех веков и народов, а не только для горстки иудеев Палестины. И рассуждая о «Фоме неверующем», надо думать, насколько его вера была сильнее нашей, а не о том, что вера апостола пошатнулась от скорби из-за казни Учителя.

Первая загадка – некоторое несоответствие поведения апостола Фомы до Распятия Господа и после – разрешается в том, что он, как человек достаточно простой, любящий Христа, но привыкший доверять тому, что зрил сам (например, как чудо воскрешения праведного Лазаря – брата Марии и Марфы) убеждается в торжестве Бога над смертью тоже только сам. Ум у апостола Фомы временно взял победу над сердцем. Но Господь наш Иисус Христос милосердно переубеждает апостола Фому и дает всем нам урок, что Истина выше и человеческого разума, и каких-либо людских расчетов и представлений.

«Ловцы человеков»

В заключительной главе Евангелия от апостола Иоанна Богослова на рыбной ловле апостолы, в том числе и Фома, вновь встречают Христа на берегу Тивериадского озера (Ин. 21, 1-23). А последнее непосредственное упоминание имени апостола Фомы в Новом Завете совершается при поставлении апостолом Матфия вместо Иуды Искариота (Деян. 1, 13). После Пятидесятницы, когда «…исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 4), апостолы начинают нести Истину Христову во все страны мира.

Путь апостола Фомы

Возможные древние пути в Индию и Китай

По Священному Преданию, апостолу Фоме довелось дойти до Индии и там принять мученическую кончину во имя Господа нашего Иисуса Христа. И здесь возникает вторая загадка. Сомнений в том, что апостол проповедовал и творил чудеса в далекой от Палестины Индии, нет. Но вот как он попал туда? Здесь среди ученых, занимающихся историей Церкви, единогласия нет. А оно действительно важно. Потому, что, например, говоря о передвижении апостола Фомы в Индию Великим Шелковым путем, начинавшимся в Леванте от Тира и Дамаска, придется пожертвовать такими фактами, как основание христианской общины им в Эфиопии, и совершенно окажется непонятной связь его с древней Арапетской (Аравийской) иконой Божией Матери.

Идя Великим Шелковым путем, апостолу никак нельзя побывать в Эфиопии, да и Аравию он тогда проходит по самому северному краю, то есть минует ее, почти не задерживаясь. Можно, конечно, посчитать, что Эфиопией называлась не традиционная Эфиопия, а какое-то другое место, а на существование древней иконы внимания не обратить. Но это, извините, притягивание аргументов левой рукой из правого кармана.

Почему чаще обращают внимание на Великий Шелковый путь? По одной явной причине. Апостол Фома, назвавшись архитектором, едет с помощью купца Авана строить дворец индийскому царю Гундафору. А если знать историю Индии, то Гундафор (Гондофар) мог править только в Индо-Парфянском царстве, к главным городам (расположенным на территориях современных нам Афганистана и Северного Пакистана) которого и выводил Великий Шелковый путь. Кстати, имя Гундафор (Гондофар) часто использовалось не только как личное имя, но и как титул правителя, так что как точно звали царя – заказчика дворца, вряд ли удастся установить.

Но если полностью доверять Священному Преданию (а смысла отвергать его я не вижу), то апостол Фома попал в Индию не сухопутным путем, а морским, причем известным не хуже. Этому вполне соответствует и список стран, где апостол основал христианские общины: Палестина, Эфиопия, Парфия, Месопотамия и Индия.

Апостол с купцом отправились не на север, в Дамаск, а на юг – в Набатейское царство, дабы затем в порту на Красном море сесть на корабль. Естественно, что остановка в Петре – центре государства набатеев, могла произойти. Именно здесь апостол Фома и основал палестинскую общину. Петра – бывшая столица Эдома (Идумеи) вполне могла считаться иудеями как палестинский город.

Так как основное население Набатеи составляли арабы, а сама она иногда именовалась Каменистой Аравией, то написание иконы для местной общины и название ее – Арапетская (Аравийская) икона Божией Матери становится закономерным.

Далее апостол Фома отправился по морю до Эфиопии, до порта, которым был, вероятно, Адулис (современная Эритрея). Опять же последовала остановка перед переходом вдоль Аравийского полуострова и основание здесь христианской общины.

В предании, бытующем только у индийских христиан, есть сведения об основании христианской общины апостолом Фомою на острове Сокотра, как раз на морской трассе у Аравии.

Учитывая условия древней навигации и конструкцию судов, можно смело утверждать, что апостол Фома не мог миновать Месопотамии (территории совр. Ирака – прим. ред.) после плавания у берегов Аравийского полуострова. Кораблю требовалась чистка корпуса от раковин и иных обитателей океана, поспешивших прилепиться к деревянному судну. На юге Месопотамии возникает посредством трудов апостола еще одна церковь.

Дворец апостола Фомы

В итоге апостол Фома прибывает в Индо-Парфянское царство, которое выходило южными границами к Индийскому океану. Здесь апостол основывает парфянскую христианскую общину. И дворец Гундафор, вероятно, захотел строить новый на юге своего государства. Дворец для отдыха, только и всего. В столице вряд ли бы потребовался иноземный архитектор, там и своих придворных строителей хватало.

Так и разрешается вторая загадка апостола Фомы.

Два года царь ждал постройки дворца, выделяя на это золото святому Фоме. А апостол раздавал его бедным от имени царя. Когда властелин узнал об этом, то приказал схватить апостола Фому и привезшего его купца, приговорив к жуткой казни. Но потом произошло следующее: умер брат царя и на Небесах увидел дворец для Гундафора, возникший из-за поступка святого Фомы. Умерший явился царю и все рассказал. Тогда повелитель велел отпустить апостола и купца, принял крещение, как и ряд его подданных.

Потом апостол Фома вел свою проповедь за пределами царства Гундафора, в основном на Малабарском берегу и на юго-восточном побережье Индии, где и принял свою мученическую кончину в городе Мелипур (Каламин).

«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – как поучал святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам диким».

Александр Гончаров,
кандидат филологических наук

Источник