Рыбий глаз НКО
Егор Фирсов

Рыбий глаз НКО

В США действуют около 1,5 млн. неправительственных организаций (НПО), которые занимаются буквально всем подряд – медициной, политикой, религией, обороной, экологией, экономикой. Нет такого спектра общественной жизни, куда бы не смотрел глаз НПО.

Очень многие из них ориентированы на работу вовсе не в США, а за рубежом. Финансируются такие НПО частными лицами, коммерческими организациями либо существуют за счёт государственных грантов.

Внимание, вопрос: разве будет какое-то частное лицо, даже очень богатое, или государство просто так тратить кучу денег на осуществление какой-то НПО какой-то деятельности где-то в далёкой стране, о которой сам спонсор ничего не знает и ничего не слышал? Очевидно, что нет. Кто платит, тот заказывает музыку. Если кто-то даёт какой-то организации многие тысячи или миллионы долларов, значит, ему это нужно. Единичные случаи бескорыстного самаритянства не в счёт, это исключение, а не правило.

Один из американских неправительственных фондов обеспечил больничными кроватями какой-то госпиталь в забитой африканской стране. На кроватях надпись — «От американского народа». Позже выяснилось, что в этой стране американский бизнес вёл хищническую добычу полезных ископаемых и буквально за бесценок.

Американские капиталисты были заинтересованы в улучшении своего имиджа в глазах местных жителей. Ограбив их недра на сотни миллионов долларов, фонд выделил $100 тыс. на покупку кроватей. Чтобы больные африканцы всегда помнили, кто их осчастливил, на каждой кровати красовалась табличка «От американского народа». Такие махинации вполне в духе американских НПО.

Другой пример: американская НПО объявила премию за прорывные технические разработки для учёных из стран «второго» и «третьего» мира с обещанием помочь в реализации самого перспективного изобретения. «Ура!, - сказали учёные, - хоть кто-то нас ценит», и принялись высылать в штаб-квартиру этой НПО чертежи и схемы.

Руководство НПО выбрала несколько самых перспективных разработок, заплатила их авторам скромную, по меркам США, премию и попросила подождать, пока решится вопрос о том, как же эти разработки будут претворены в жизнь. Учёные ждали-ждали, ждали-ждали…потом им сказали каждому в отдельности: «Извините, для реализации выбран другой проект, не ваш. Спасибо за сотрудничество».

Суть дела в том, что эта НПО просто выуживала перспективные разработки в тех отраслях, где американцам конкуренты ни к чему. Присланные учёными изобретения лежали под сукном мертвым грузом до тех пор, пока технология не устарела и больше не угрожала монополии США. Хитро? Хитро!

Многие американские НПО ориентированы на работу с зарубежной молодёжью. Тут два момента: можно укрепить американское культурное и прочее влияние в молодёжной среде той или иной страны, и можно через молодёжь провести срез необходимой информации о внутренней ситуации.

Возьмём как пример программу Фулбрайта. Рассчитана на педагогический и студенческий состав российских вузов. Реклама на официальной странице программы говорит «Грант Фулбрайта откроет новые горизонты». В рамках программы российские студенты и педагоги получают возможность учиться/преподавать в США, а также пригласить преподавателя из США в свой вуз.

Прекрасная идея, могущая принести множество плюсов: участники программы из России смогут посетить США или усовершенствовать свой английский с англоязычным преподавателем.

Но иногда американские преподаватели, приезжающие в Россию по этой программе, раздают анкеты либо в ходе устного общения просят своих учеников ответить на вопросы о той или иной социальной ситуации в стране и регионе, рассказать, что им нравится или не нравится в общественно-политической жизни страны, как они видят своё личное будущее — на родине или за границей и т.д.

Так преподаватель-американец узнаёт, сколько в его группе потенциальных прозападных оппозиционеров, а сколько несгибаемых патриотов; кто из них за Навального, Собчак и прочих, а кто за Путина-Жириновского-Зюганова; оценивает, как молодёжь смотрит на текущую ситуацию в мире и какой видит роль своей страны и Запада в этой ситуации; положительно ли юные россияне смотрят на действия США или отрицательно, податливы ли к влиянию американизации или наоборот, сопротивляются ей.

Такое опросы помогают американской разведке сэкономить массу сил и средств на добыче подобных сведений. Достаточно попросить американца-преподавателя задать студентам в России нужные вопросы. Собственно, в этом и заключаются методы ведения разведки.

Отталкиваясь от результатов опросов, уже можно моделировать ту или иную ситуацию на будущее, прикинуть, сколько приблизительно молодых россиян готовы стать «белоленточниками» и буянить на Болотной, сколько среди них разуверившихся в России пессимистов, сколько оптимистов, и чья возьмёт.

Понятное дело, что российские педагоги, приехавшие в США по программе Фулбрайта, подобные срезы среди американских студентов не проводят. Они честно едут выполнять свою работу. Невозможно даже представить иностранного преподавателя в США, который бы спрашивал американских студентов об их отношении к действиям американского правительства в экономике, внешней политике и прочему.

Эта статья — не пропаганда самоизоляции и провинциальных страхов. Это лишь попытка напомнить российским родителям, что их отпрыскам, радостно участвующим в американских образовательных программах, авторами этих программ может отводиться специфическая роль.

Один российский монарх как-то сказал, что безусую молодёжь за границу лучше не посылать, пока не окрепнут душой и умом. Меткое замечание! Если уж и ехать на учёбу в США или обучаться под руководством иностранцев, то не надо быть наивным хулителем своей Родины ради вкусного американского бургера или банки кока-колы. В этом мире есть вещи посерьёзней.