Иллюзия одиночества
Александр Гончаров

Иллюзия одиночества

Владислав Сурков, известный представитель современной российской элиты, опубликовал в журнале «Россия в глобальной политике» статью «Одиночество полукровки», в которой он предрекает и вполне обоснованно долгое автономное существование России. Между прочим, статья оказалась весьма дельной, умной и, что удивительно, не «славянофильской» и не «западнической».

По основному выводу спорить с г-ном Сурковым не хочется, он почти прав. Но вот обоснования и аргументация явно хромают.

По Суркову российскую историю все время шатает то на Запад, то на Восток. А русская самобытность склеивается из восточных и западных элементов разных пропорциях. Получается, что Россия в одно время хочет стать Азиопой, а в другое — Евразией. Лжедмитрий с Петром Первым тянут нас в «европейский концерт», а тот же возможный (но не случившийся) царь Симеон Бекбулатович из династии Чингизидов должен был отправить русскую цивилизацию в сторону Каракорума.

На самом деле Симеон Бекбулатович — крещеный татарин вряд ли бы стал насаждать «Ясу», а Петр Алексеевич хотя и вестернизировал русское дворянство, с более чем 70 процентами населения ничего поделать не смог.

1917 год — эта попытка окончательно сделать Россию Западом тоже завершилась крахом и кровавым трамтарарамом, именно, потому что «петровские реформы» провалились.

Условный Симеон Бекбулатович тоже бы успеха не добился, как и Петр I, хотя бы и действовал в противоположном направлении. В Византии на престоле императорском сменяли друг друга, греки, сирийцы, фракийцы, армяне и т.д., но поползновения вылепить из Ромейской империи Запад или Восток (отсюда, например, выросла ересь иконоборчества, спровоцированная самой властью) неизменно завершались поражениями инициаторов или их приемников.

Россия на самом деле не «полукровка» евроазиатских кровей, а самостоятельная цивилизационная единица, генетически растворяющая и азиатские, и европейские влияния, да так, что потомок татарских мурз Николай Карамзин мыслит себя абсолютно русским, как и наследник датчанина Владимир Даль. Как известно, первый — создатель «Истории государства Российского», а второй — многотомного «Толкового словаря живого великорусского языка».

Так что скреби, не скреби русского (по совету Жозефа де Местра), а под ним найдешь… русского. Но вот поскреби татарина или датчанина и найдешь под ними русского историка и русского же филолога.

Бывший глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Дурау Баррозу давно все уже понял: «Россия — это континент, который притворяется страной. Россия — это цивилизация, которая притворяется нацией». Жаль, что Владислав Сурков не обратил внимания на сии слова Баррозу.

Россия — это продолжение древнего византийского цивилизационного проекта, который вполне был в состоянии поглотить тот проект, что известен нам сейчас под именем «Запада». Отсюда и ненависть особая к России.

Кроме того, ведь Россия продолжает сохранять христианские ценности на религиозном и культурном уровнях, а Запад от них отказался. Так что добавляется дополнительный импульс нелюбви — предавший сам себя, свою самость, не может терпеть перед глазами напоминание о том, что ведь можно было и избежать духовного самоубийства, раз сосед, то есть Россия избежал деградации.

В состоянии цивилизационного одиночества Россия находится давно, примерно с 1453 года, когда пал православный Константинополь под натиском Востока. Даже старания к униям с католическим Римом не спасли. Так что к одиночеству России не привыкать. Это нормальное состояние живой цивилизации. А «реформы Петра Первого», СССР и прочее — это иллюзии, развеивающиеся при сильных порывах исторического урагана, это самообман, это «золотой сон» элиты, впавшей в экстаз от западной индустрии удовольствий и не более того.

И, кстати, одиночество России на сто, двести, триста лет — это фиктивное одиночество. Главное — не давать откусывать антагонистичным цивилизациям куски от «Русского Мира»: скажем, не предавать сражающийся Донбасс и заметить, наконец, тихий дрейф Казахстана в направлении зюйд-вест…

Православный континент Россия под Небесами не может быть одиноким, как не одинок и монах в келии. Бог всегда рядом. И бесы не страшны, если сам, по маловерию, не убоишься.

«С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: Яко с нами Бог». С нами Бог, Владислав Юрьевич!