Защитить детей и вырастить защитников
Иван Безуглый

Защитить детей и вырастить защитников

Традиции воспитания воинов современных казаков

Почти половина мира сегодня вновь объединяется против нашей страны. На всех российских границах становится неспокойно. России вновь нужны отважные и жертвенные воины. Но как их воспитать? Выросшее на «общечеловеческих ценностях», в парадигмах постмодернизма и общества потребления поколение «Next», расслабленное и отвязное, вызывает серьезные сомнения в способности защитить не только страну, но и самих себя. Между тем, в России есть, на что опереться в вопросе воинского воспитания. Так, Кубань — житница и здравница России — издавна славилась и своими храбрыми, закаленными и умелыми воинами. О современной системе воспитания юных казаков рассказывает атаман Таманского отдела Кубанского казачьего войска, депутат Законодательного собрания Краснодарского края, Герой Кубани, казачий полковник Иван Безуглый.

- Иван Васильевич, вы — старейший атаман Кубани, стоящий у истоков казачьего возрождения. Какое значение в жизни казачества играло воспитание молодежи тогда, на рубеже 90-х годов прошлого столетия, и сегодня?

- Когда мы, потомки казаков, собрались на свой первый сбор в конце 80-х, мы прекрасно осознавали, что история казачества, насчитывающая много столетий, вполне может закончиться на нас. Ведь мы были последним поколением, которое было выращено казаками, жившими до революции, знавшими традиции и обычаи, и передавшие их нам хотя бы отчасти. И мы понимали, что если не передадим их нашим детям и внукам, то славная, исполненная подвигов и побед история казачьего народа нами и завершиться. Поэтому наши главные усилия были обращены, в первую очередь, на молодежь, на наших детей. Создание казачьих классов было одним из первых наших дел. Причем, первоначально они были факультативными — вроде воскресных школ. Сегодня это полноценные казачьи классы, казачьи школы, и казачьи кадетские корпуса, в которых помимо среднего образования дети получают особое казачье воспитание, приобщаются к казачьим традициям. И в каждой обычной школе восьми районов, на территории которых расположен Таманский отдел, есть казачьи классы. Таким образом, за прошедшие десятилетия вопрос воспитания детей, казачьей молодежи для нас не стал менее актуальным, однако у нас появилось несравненно больше возможностей для его решения. Если раньше это было дело рук небольшой группы энтузиастов, то теперь это хорошо отработанная система, имеющая серьезную поддержку, в том числе и руководства Краснодарского края.

- Что является традиционной основой воспитания казаков?

- Хорошо известна цитата Льва Толстого «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». Тут нужно понимать, что жизнь казаков с древнейших времен проходила на фронтире, на боевом рубеже, в постоянной опасности со всех сторон. Именно это обстоятельство и определяло основы казачьей жизни. Казачьи городки и станицы, расположенные в Диком поле, в степи, находились под постоянной угрозой нападения врагов. Да и сама специфика воинской жизни казаков, живущих главным образом с воинской добычи, не способствовала ни спокойствию, ни долголетию. Поэтому все законы, все принципы жизни станичников были подчинены главной задаче — выживанию казачьего народа. Казачья система воспитания была нацелена на то, чтобы как можно скорее вырастить воина, который сможет участвовать в охране и защите станицы, когда отцы и братья уходят в поход, а затем и заменить погибших и искалеченных бойцов в рядах войска.

Даже позже, во времена Империи, когда станицы оказались в относительной безопасности, в случае «Большого сполоха» (всеобщей мобилизации), когда уходили в поход все мужчины, начиная от малолеток, безопасность станиц обеспечивалась подростками и стариками. Кроме того, казачата должны были заменять ушедших на войну отцов и старших братьев, в хозяйственных вопросах.

К тому же казачье самоуправление обозначало одну из важных задач воспитания — вырастить максимально инициативных, решительных и ответственных казаков, способных не только подчиняться, но и управлять, руководить. Каждый казак рассматривался как потенциальный атаман. Отсюда и старинное донское обращение к казакам на кругу «паны-атаманы».

В случае, если отец погибал, сын должен был готов принять на него его хозяйственные функции. Известно, что в случае утраты кормильца мать обращалась через атамана к Кругу с просьбой признать ее старшего сына главой семьи. Если Круг решал удовлетворить ее просьбу, казачонка ставили на табурет в центре собрания и накрывали буркой. Атаман касался перначем его плеча и объявлял молодого казака полноправным, дееспособным хозяином.

Иными словами, главной задачей казачьего воспитания было как можно быстрей подготовить казачонка к взрослой жизни воина и хозяина, воспитать в нем мужество, решительность и готовность взять на себя ответственность за семью, за подразделение и за всю общину. Времени для этой подготовки могло оказаться очень мало — детство казачонка подчас заканчивалось рано, скажем, в 12 лет.

- Мы знаем, что воспитание казака сопровождалось многими самобытными обрядами.

- Да, были яркие обряды, служащие цели сакрализации казачьего служения и статуса казака. Они имели огромное значение, поскольку были призваны навсегда запечатлеть в душе юного казака святость и незыблемость своего долга, своей ответственности перед Богом, Родиной и предками. Так, еще полстолетия назад в кубанских хатах можно было увидеть красиво вычерченные генеалогические древа, заведенные в рамки, отражающие 7-8 поколений. И это не было пустым бахвальством или тщеславием — молодой казак должен был знать своих предков и их подвиги не для того, чтобы этим гордится, а для того, чтобы понимать весь объем ответственности за доброе имя рода, которая лежит на его плечах. Дни воинской славы, поминовение своих героев, дорогих покойников — все это было обращено к подросткам и казачьей молодежи, которая должна усвоить неразрывность казачьих поколений и подготовить себя к тому, чтобы принять всю ответственность за честь и достоинство казачества.

Даже крещение, то есть духовное рождение казака, имело свои особенности. Например, в люльку малышу клали шашку, кинжал, стрелу или пулю — «на зубок». Известны обряды пострижения казачонка, его посажения на коня. Когда казаку исполнялось семь лет, его во второй раз стригли наголо. Бритоголовым он торжественно шел к первой в своей жизни исповеди. Тогда же его переселяли из детской в комнату к старшим братьями или дедам, и он переставал рассматриваться как дите, младенец. Но, строго говоря, казачонок уже с трех лет начинал подключаться к взрослой жизни — с этого возраста он начинал выполнять простейшие хозяйственные обязанности — например, кормить кур, пасти гусей. Так же его начинали знакомить с воинским искусством — с деревянной шашкой он начинал осваивать фланкировку. Казачьи дети обоего пола практически никогда не были праздными — даже игры готовили их к взрослой жизни, развивали необходимые качества и навыки, такие, как ловкость, реакция и координация. Еще задолго до 7-ми лет отец начинал брать сына на разные работы, на охоту, на рыбную ловлю, на базар. Известны случаи, когда казачьи офицеры брали своих 5-летних сыновей в поход. Часто казачьи дети присутствовали на черноморских пикетах и кордонах. Охотясь вместе с отцами на кабанов и другую дичь в кубанских плавнях, они обучались стрелять без промаха даже в абсолютной темноте, двигаться бесшумно, маскироваться и ориентироваться, и уже к годам тринадцати были готовыми пластунами.

А легендарный генерал Войска Донского Яков Бакланов уже в 15 лет получил чин урядника в сотне своего отца, а в 19 — стал хорунжим и младшим офицером сотни.

Важнейшим в этой системе воспитания являлся личный пример отцов и старших, которые постоянно были перед глазами юного казака. Даже в начале XX века, как свидетельствуют старые фотографии, казачата находились вместе со своими отцами в казачьих лагерях на регулярных сборах. Присутствие казачат, в свою очередь, накладывало определенные ограничения и на их отцов, которые, понимая, что являются примером, старались быть безукоризненными.

Ощущение принадлежности к мужскому сообществу, общество закаленных, опытных воинов являлись очень важным стимулом и мотивацией для казачат. Членство в братстве воинов и защитников требовало от них особо щепетильного отношения к собственному и чужому достоинству.

- Сегодня много говорят о традиции телесных наказаний в казачьей среде…

- Телесные наказания, конечно имели место, однако были скорее исключительной мерой. Казаки рассматривали телесные наказания детей, скорее не как репрессию, а способ заставить их запомнить проступок, запечатлеть навсегда в памяти, что так делать нельзя. Поскольку, по их мнению, перенесенное унижение запоминалось навсегда. Если же пороть регулярно, то такой метод явно не сработает. То есть, порка являлась исключительным случаем. Тем более, что из забитого ребенка крайне сложно вырастить инициативного воина.

В 17 лет казак официально объявлялся «малолетком», прикреплялся к полку и до 19 лет нес подготовительную, внутреннюю службу в станице, обучался в военной школе. К этому времени молодые казаки уже умели прекрасно стрелять, ездить верхом и владеть шашкой. Так что их, в основном, обучали уставам, групповой тактике, по отдельным специальностям, и проводилось боевое слаживание.

- А как воспитываются дети в семьях современных казаков?

- Сегодня воспитание детей в системе наших ценностей сопряжено с большими сложностями. Нарушена преемственность, утрачены многие традиции и, самое главное, привычная традиционная окружающая среда обитания казаков, где все исповедуют единые ценности, и живут по одинаковым законам и обычаям. За прошедшие cто лет произошли колоссальные и фундаментальные изменения, и простая реконструкция старинной системы не даст нужного результата. Выход один — перенести основные принципы и задачи на современный мир и адаптировать методы к нынешним условиям. Исходим из того, что задача остается неизменной — воспитать воина (в самом широком понимании этого слова), защитника Веры и Отечества.

Как и раньше, важнейшим инструментом является личный пример — отец должен как можно больше времени проводить с сыном, ввести его в свой мир, в мир своих друзей и соратников. Как сказал один из современных старцев: «Тратьте на ребенка как можно больше времени и как можно меньше денег».

Казачонок должен быть уверен в том, что его уважают, воспринимают всерьез и принимают на равных в обществе взрослых казаков, среди которых есть и заслуженные ветераны. Очень важно, что бы у него была своя зона ответственности (по его силам), чтобы он чувствовал себя участником общего дела. Он будет стараться изо всех сил не ударить лицом в грязь, не разочаровать старших, не потерять их доверие, которым будет очень дорожить, как и своей причастностью к казачьему обществу.

Нужно, чтобы его с казачеством связывали приятные и яркие ощущения. Но не те чувства, когда балуют, а связанные с преодолением, с достигнутым успехом, завоеванным признанием. В этом случае окружающему миру, часто исповедующему противоположные ценности, будет сложно предложить что-то более заманчивое.

- Но у многих ли сегодняшних отцов найдется возможность столько времени уделять сыновьям. Ведь некоторым, чтобы прокормить семью приходится работать чуть не по 10-12 часов в сутки. Как им быть?

- Вот для этого и нужны казачьи классы и кадетские корпуса, которые призваны помочь родителям в воспитании их детей в наше непростое время. Общение со сверстниками не менее важно, чем с взрослыми, в том числе и для того, чтобы возник элемент соревновательности, необходимый для воинского сообщества. Кроме того, большая часть мероприятий Таманского отдела и казачьих обществ в него входящих, адресовано, в том числе и нашей молодежи. Поминовения героев Липкинского кордона, отряда полковника Тиховского, дивизионные и бригадные сборы — во всех этих мероприятиях участвуют и юные казаки. Хотя, конечно, взять полностью на себя роль отца в воспитании сына, наверное, не может никто.

- Поблема воспитания — одна из самых важных и болезненных в нашей стране. Насколько опыт казачьего воспитания может быть востребован неказачьим населением России?

- Открою секрет: далеко не все наши кадеты имеют казачье происхождение. Но их родители, тем не менее, убеждены, что именно казачье воспитание лучше, чем какое бы то ни было, подготовит их детей к взрослой жизни, научит ответственности, организованности, мужеству и патриотизму.

Глянем правде в глаза. Ситуация в стране в этоом вопросе ужасающая. «Группы смерти» в соцсетях, нападения в школах в Улан-Удэ, в Перми, в Ульяновске, отвратительные пляски курсантов — не просто знаки нравственного кризиса, охватившего систему образование и все общество. Это и элементы информационной, психологической войны, которая ведется против России и, прежде всего, против наших детей. И защитить их можно только с помощью правильного воспитания. Нами накоплен определенный опыт, и мы готовы им делиться со всеми заинтересованными, неравнодушными людьми.

Беседовал Борис Джерелиевский