Тереза Мэй и «Новичок»
Дмитрий Стрепков

Тереза Мэй и «Новичок»

Итак, наконец свершилось, то, о чем говорили неоднократно и политики, и ученые РФ еще несколько дней назад. Британский премьер Тереза Мэй обвинила в отравлении шпиона Скрипаля Россию. На счет примененного газа она сказала: «Он входит в группу нервнопаралитических веществ, известен как «Новичок»… Либо речь шла о прямом действии российского государства против нашей страны. Либо же российское правительство утратило контроль над потенциально катастрофически опасным нервнопаралитическим веществом и допустила его попадание в чужие руки».

В МИД Соединенного Королевства был вызван российский посол, где от него потребовали объяснений и рассекречивания программы «Новичок» (по разработке и производству газов этой серии).

Однако, беда в том, что газы типа «Новичок» начали разрабатывать еще в СССР в 70-е гг. прошлого века. Разработка была прекращена как раз в 90-е гг., когда в полуразваливающейся стране все покупалось и продавалось. Так что вроде бы надо претензии предъявлять не к нынешним властям России, а членам ельцинских «демократических» правительств, которых так нежно поддерживала Британия в те годы.

Кстати, на вооружение в Советскую армию «Новички» попадали до распада СССР. Наиболее известный «Новичок-5» проходил испытания на полигоне под Нукусом (Узбекистан) в 1989-1990 гг. И неизвестно, оставались его какие-то запасы в Узбекистане или нет.

Более поздние «Новички» выпускались ограниченными партиями и по своей токсичности, если бы их применили в Солсбери, вызвали последствия куда более явные, чем те, которые зафиксировали британцы.

Таким образом, Великобритания, вообще, не имеет никаких доказательств для обвинения России. И почему-то не обращается за разъяснениями, кстати, к послу Украины. А ведь украинский след имеется.

ККВО (Киевский Краснознаменный военный округ) до развала Советского Союза являлся одним из важнейших звеньев для противостояния с Западом. И туда шли новейшие технические и, естественно, химические разработки. Настоящей проверки складов украинских ВС на наличие отравляющих веществ никогда не проводилось. А между тем, тайваньская разведка еще в 1997 году заявила о продажах ОВ Украиной Китаю. Тогда скандал удалось замять, но сведения опровергнуты не были.

В 2010 году на Украине в Полтавской области было зафиксировано поражение местного население ОВ. Причем, по симптоматике заболеваний украинские журналисты предположили, что люди подверглись воздействию (недалеко от складов армии) зарина и газа VX. Но позвольте! Линейка VX — это «родные» нервнопаралитические газы США и НАТО. И изобретены в 1955 году в Великобритании! А вот «Новичок» гораздо сильнее по воздействию, чем VX, но очень похож. Надо бы Британии настоять на расследовании инцидента в Полтавской области, глядишь и узнается, кто реально отравил Скрипаля.

И еще. Разработка «Новичка» велась в Государственном союзном НИИ органической химии и технологии (ГСНИИОХТ). А в тех же 90-х гг. XX в. в США сбежал Вил Мирзаянов, трудившийся на химическом поприще в ГСНИИОХТ. Так что же мешало доктору химических наук и татарскому националисту передать сведения о «Новичке» в США? Явно ничего. Тем паче к русофилам его отнести просто невозможно.

Так что у Мэй имеется не один «русский след», а еще и целых три. Надо вызывать послов США, Узбекистана и Украины для выдвижения требований к правительствам этих стран по расследованию покушения на Скрипаля. Основания для этого имеются не хуже, чем для обвинения Российской Федерации. Посла КНР можно не трогать. Неизвестно, что там продала Украина Китаю. Правда, здесь можно припомнить убийство нервнопаралитическим газом старшего брата современного вождя КНДР. Но с Китаем Британия связываться не будет, уж больно ответ окажется неприятным.

А уж если Мэй жаждется точно докопаться до истины, тот надо бы и господина Мирзаянова допросить: «Не передавал ли он каких-либо сведений сепаратистам или националистам, скажем из Шотландии?»

Все же на подобные варианты хода дел не следует уповать. Тереза Мэй как хорошая английская гончая взяла след русской лисицы. И вряд ли свернет в сторону, хотя бы и ради личного политического выживания.