Профессиональные стандарты и образование
Профессор Владимир Сухомлин

Профессиональные стандарты и образование

Перпендикулярный взгляд Аннотация В работе дан анализ развернутой масштабной кампании вокруг профессиональных стандартов, ставящей своей целью загнать систему образования под квалификационные требования профессиональных стандартов отсталой российской экономики, подчинить систему образования интересам бизнеса. Для достижения своих целей чиновниками и представителями бизнеса придумана догма, что квалификационные требования профессиональных стандартов являются компетенциями, востребованными на практике, и поэтому должны быть положены в качестве базовых целей и основы образовательных стандартов нового поколения. На примере анализа профессиональных стандартов для профессий области ИТ на техническом уровне показана полная несостоятельность этой догмы и кампании в целом. В работе также показано, что реализация замыслов этой кампании приведет к существенному снижению уровня, а, возможно, и деградации высшего профессионального образования в стране. Уже писалось о реальной опасности, нависшей над системой высшего профессионального образования, которая исходит от властвующих чиновников и бизнеса, стремящихся закатать российское образование под асфальт профессиональных стандартов или компетенций одной из самых отсталых экономик мира. Передача инициативы в реформировании образования бизнесу грозит обрушением национальной системы образования, подрыву отечественной науки, фиксации страны в нише сырьевой экономики. События последних месяцев только усилили эти опасения. 1. Профессиональные стандарты идут … 1.1. Письмо из Минобрнауки России о проектах профессиональных стандартов в области ИКТ В первой половине апреля 2008г. в Координационный совет УМО (Учебно-методического объединения) и Учебно-методические комиссии средних специальных учебных заведений было разослано письмо из Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России), а конкретнее из Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования. Письмо № 03-635 от 7 апреля 2008г., его тема – «О проектах профессиональных стандартов в области ИКТ». Письмо следующего содержания: «Департамент информирует, что Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) совместно с ведущими ИТ-компаниями при поддержке Мининформсвязи России разработаны проекты 9 профессиональных стандартов в области информационных технологий (перечень проектов прилагается), которые размещены на официальных сайтах Мининформсязи России (www.minsvyaz.ru) и АП КИТ (www.apkit.ru). Предлагаем использовать данные проекты при подготовке федеральных государственных образовательных стандартов высшего, среднего и начального профессионального образования, а также проинформировать заинтересованные образовательные учреждения». Подписано письмо Заместителем директора Департамента Н.М. Розиной. Письмо сразу же вызвало много вопросов. К данному моменту нами, учебно-методическими советами классических университетов УМО, уже были разработаны проекты государственных образовательных стандартов нового поколения (аж по 20-ти направлениям!) и Минобрнауки их купило. Некоторые из этих направлений, в частности, «Математика и компьютерные науки», «Прикладная математика и информатика», «Фундаментальная информатика и информационные технологии») как раз и предназначены для подготовки профессиональной элиты в области ИТ – исследователей, аналитиков, прикладных математиков и системных программистов, разработчиков новых технологий и пр. Главный вопрос был следующим – что значило «использовать данные проекты (профессиональных стандартов) при подготовке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» (ФГОС ВПО)? Значило ли это, что нам предстояло пересматривать разработанные проекты ФГОС по конкретным направлениям с учетом содержания «проектов профессиональных стандартов»? Если да, то указано ли в пресловутых «проектах профессиональных стандартов», какие направления подготовки и в чем не устраивают бизнес? Правда, доработка стандартов была бы в основном формальным делом, так как новое поколение образовательных стандартов по воле Минобрнауки стало бессодержательным (содержание обучения самим стандартом теперь не регламентируется, т.е. содержание обучения в стандарте есть ни что иное, как «пустое множество» [1] - в нем осталось только описание весьма общих (окаменелых) компетенций, которые по разумению того же Минобрнауки должны быть актуальными целых 10 лет, до следующего поколения ФГОС)? Другой ряд вопросов возникал в связи со статусом указанных в письме профессиональных стандартов. В частности, если документ называют проектом стандарта национального уровня, то он должен быть зарегистрирован именно как проект стандарта специализированной полномочной организацией стандартизации. Такой регистрации данные документы не имели. Если же это проект стандарта всего лишь некоторой организации, то сразу возникала неувязка - организаций в стране десятки тысяч и каждая из них может иметь собственные стандарты, но стандарты организаций, а тем более их проекты, документы не того уровня, чтобы трясти систему образования. Да и на каких основаниях государственная организация оказывала поддержку в разработке стандартов негосударственной организации - тоже было не понятно? Не успели мы ознакомиться с «проектами профессиональных стандартов» как состоялась их помпезная презентация. 1.2. Конференция о профессиональных и образовательных стандартах Таким событием явилось проведение научно-практической конференции «Профессиональные и образовательные стандарты в области информационных технологий (ИТ) как инструмент подготовки квалифицированных кадров для российской экономики». Она прошла 15 апреля 2008 года в Москве в уютном старом здании фонда «Институт современного развития», расположенном на Делегатской улице. Организаторами конференции были Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) и фонд «Институт современного развития». Конференция проводилась под эгидой Мининформсвязи и Минобрнауки. В пресс-релизе и на открытии конференции говорилось, что она посвящена актуальным вопросам подготовки квалифицированных специалистов в области ИТ, которая представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики, что внедрение ИТ способствует росту производительности труда в других отраслях и т.п.. Поэтому развитие ИТ — это не узкоотраслевая задача, а одна из мер по стимулированию инновационного развития экономики в целом. Основной проблемой на пути развития ИТ становится острая нехватка квалифицированных профессиональных кадров. Таким образом, построение эффективной системы ИТ-образования является задачей государственной важности. В конференции принял участие Министр образования и науки А.А. Фурсенко. Министр информационных технологий и связи Л.Д. Рейман также ехал на конференцию с основным докладом, посвященным профессиональным стандартам. Но автомобиль министра попал в аварию, получил повреждения, и не смог доставить на конференцию главного докладчика и заказчика упомянутых выше профессиональных стандартов. По всему было видно, что устроители конференции придавали ей большое значение - недаром на ней были запланированы доклады двух министров. Фактически конференция превратилась в громкую пиар-акцию для профессиональных стандартов, возводя значение их разработки в ранг едва ли не судьбоносных решений для ИТ-отрасли и системы образования. Разработка профессиональных стандартов осуществлялась, как уже упоминалось в рамках АП КИТ при поддержке Мининформсвязию. Руководил разработкой В.В. Никитин, декан и проректор ГУ ВШЭ. Конференция началась с маловразумительного выступления министра А. А. Фурсенко. Поэтому пересказывать его нет смысла. Но некоторые высказывания министра весьма показательны. Например, министр говорил по существу дословно следующее (цитирую по диктофонной записи), что образование у нас плохое, чтобы понять какое образование хорошее, надо понять какие квалификационные требования, т.е. профессиональные стандарты, есть в реальной жизни. Поэтому сначала необходимо понимать, что такое «профессиональные стандарты», надо понимать, что такое хороший профессионал. И уж потом, отталкиваясь от этих стандартов, понять, что такое образовательные стандарты. Конечно, слышать от министра образования, что он не понимает, что такое образовательные стандарты, было как-то странно. Естественно возникали вопросы: «Зачем образованию нужен такой министр? Кто придумывает на голову системы образования таких министров?». Как будто министр до своего назначения и не подозревал о существовании одной из лучших в мире национальной системы образования, созданной еще в советские времена. Также как и не знал, что созданные этой системой образовательные программы и стандарты обеспечивали подготовку по многим актуальным направлениям и специальностям востребованных во всем мире специалистов, решивших немало сложнейших научно-технических и прикладных задач. Основным докладчиком в этот день был руководитель проекта по разработке профессиональных стандартов В. Никитин. Представив в своем докладе результаты работы, он закончил доклад на мажорной ноте, сказав, что созданные профессиональные стандарты являются основой для разработки образовательных стандартов. Правда, на мою поправку, что представленные «профессиональные стандарты» могут служить лишь в качестве одного их источников исходных данных для разработки образовательных стандартов, докладчик, подумав, согласился. На конференции прозвучали выступления ряда представителей высшей школы и министерства, которые не отличались анализом содержания обсуждаемых стандартов, но в которых было много дифирамбов по отношению к разработанным профессиональным стандартам. Всем участникам вручалась толстая книженция, весом в 616 страниц, изданная АП КИТ, - «Профессиональные стандарты в области информационных технологий» с предисловиями министра информационных технологий и связи Л.Д. Реймана и заместителя министра образования и науки И.И. Калины. Сами профессиональные стандарты были заранее выложены в Интернете по адресу: http://www.apkit.ru/default.asp?artID=5573 . В целом конференция прошла под рукоплескания, напомнив партийные форумы в не столь отдаленные времена. Несмотря на единодушие выступавших в оценке полученного результата и торжественную аранжировку самого действа, сомнения в том, что участникам конференции демонстрировали не заслуживающую внимание вещь, а бутафорию с оркестровкой, все же оставались. Это было связано вот с чем. Во-первых, конференция так и не дала ответ на такие вопросы, как, например, для кого разрабатывались эти профессиональные стандарты, кому они в действительности нужны, внедрены ли они в практику в отрасли, соответствуют ли рассмотренные в профессиональных стандартах профессии профессиям, реально применяемым в сфере управления кадровыми ресурсами в ИТ-индустрии. Во-вторых, все выступления были поверхностными, не касались анализа содержания стандартов. Что, естественно, настораживало. Хотя об этом проекте я был осведомлен, с его результатами до конференции не знакомился - просто не было времени, да и шел он без участия представителей классических и технических университетов. Поэтому, возвратившись домой, решил ознакомиться с содержанием врученной мне книги, выяснить, чему же аплодировали министры и участники конференции, есть ли что-либо полезного в разработанных профессиональных стандартах для тех, кто разрабатывает образовательные стандарты и программы, действительно ли эти профессиональные стандарты могли служить основой для разработки ФГОС нового поколения. К сожалению, документ оказался с точки зрения содержания хуже некуда, но разберем его чуть позже. Следующим событием, которое должно было закрепить победоносное торжество профессиональных стандартов, стала шестая Открытая Всероссийская Конференция "Преподавание информационных технологий в Российской Федерации". 1.3. Конференция "Преподавание информационных технологий в Российской Федерации" 12 и 13 мая 2008г. под эгидой Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) при содействии Губернатора Нижегородской области прошла Шестая Открытая Всероссийская Конференция "Преподавание информационных технологий в Российской Федерации". Главным акцентом конференции стало прославление профессиональных стандартов в области ИТ, разработанных под эгидой АПКИТ, и их рекомендация к использованию при разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. Этой теме был посвящен и круглый стол. Прослушав бравурные выступления от разработчиков этих стандартов, пришлось выступить и указать, что представленные профессиональные стандарты отражают низкий уровень развития отрасли, разработаны бессистемно, в них существенно занижаются требования к академической степени бакалавра даже по сравнению с международными рекомендациями, отсутствуют требования к научной подготовке выпускников. На круглом же столе я спросил у его Председателя Б.Г. Нуралиева (Президента компании 1С), одного из руководителей АПКИТ и одного из основных организаторов разработки данных профессиональных стандартов - «Для кого разработаны эти профессиональные стандарты?». Ответ был таков: «Для образования». Большинство участников круглого стола, в абсолютном большинстве своем не знакомившихся с содержанием данных профессиональных стандартов и не имевших представления о современных признанных на международном уровне методических решениях в области ИТ-образования, собрались для того, чтобы аплодировать, поэтому они аплодировали данным стандартам и их разработчикам. В результате в решение Шестой Открытой Всероссийской Конференции "Преподавание информационных технологий в Российской Федерации" опубликованной на сайте АПКИТа по адресу http://www.it-education.ru/2008/default.htm, можно прочитать только здравицу профессиональным стандартам, правда, после моего демарша, в более эластичной форме. В частности, в решении конференции сказано: «3. Одобрить опыт создания профессиональных стандартов в области ИТ и рекомендовать их к использованию при разработке проектов ФГОС нового поколения и программ обучения учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. Рекомендовать проф. стандарты для использования в системе дополнительного профессионального образования». Как можно видеть, формулировка о разработке образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов была несколько смягчена. Во второй день конференции пришлось собрать Президиум учебно-методического совета (УМС) классических университетов по прикладной математике и информатике и информационным технологиям, на котором была дана критическая оценка разрекламированным, не апробированным на практике в ИТ-отрасли профессиональным стандартам. Всего участвовало в заседании восемь профессоров из МГУ, СПбГУ, ННГУ, КГУ, СГАУ, ТГУ. Коллеги, уже успевшие познакомиться с содержанием профессиональных стандартов и убедившиеся в их бессодержательности для системы образования, были единодушны. Поэтому общее мнение в виде предложений в решение конференции было написано дружно, примерно так же, как писалось письмо запорожскими казаками турецкому султану. Далее я передал наше предложение в оргкомитет конференции. Вот его текст: «Предложения в решение конференции от Президиума УМС 1. Проведение 6-ой конференции показывает постоянное стремление представителей ИТ-отрасли к углублению взаимопонимания с вузами, способствует повышению уровня профессиональной подготовки выпускников, формированию у них компетенций, удовлетворяющих потребностям рынка труда в области ИТ. 2. Безусловно положительным фактором является проведенная АПКИТ работа по анализу и прогнозированию состояния используемости и востребованности ИТ-кадров, а также попытка организаций ассоциации АПКИТ сформулировать квалификационные требования к профессиональным кадрам в ИТ-отрасли в виде профессиональных стандартов (ПС). 3. Принятые на основе широкого консенсуса в профессиональной среде и академической общественности ПС должны стать основой кадровой политики в экономике и ориентиром при разработке образовательных стандартов и программ. 4. Представленные на конференции проекты ПС в области ИТ представляют собой первый опыт создания профессиональных отраслевых стандартов, что является важным шагом в развитии ИТ-отрасли. 5. Однако анализ предложенных ПС показывает, что они обладают следующими недостатками: - нет четкого определения, для кого они разработаны - включают весьма ограниченный перечень профессий, который может быть обеспечен по существу только одним, далеко не ведущим направлением подготовки - «Бизнес информатика» - не обоснован состав перечня выбранных профессий, который не охватывает основные направления подготовки специалистов для области ИТ из укрупненного Перечня направлений ВПО, реализуемых классическими, техническими и педагогическими университетами и столь необходимых для развития инновационной экономики - требования к объему знаний по профессиям, сформулированные в ПС, занижены по сравнению с минимальным объемом знаний, определенных в современных международных образовательных стандартах по направлениям ИТ - требования к профессиональным знаниям не систематизированы, не структурированы, представлены в обобщенном неконструктивном виде, с многократным повторением материала, что затрудняет работу с этими ПС - занижена оценка профессионального уровня академической степени бакалавра - отсутствуют какие-либо требования к общенаучной и фундаментальной подготовки. 6. Представленные ПС требуют доработки и могут быть рекомендованы к использованию после экспертной оценки учебно-методическими советами в области ИТ-образования, а также после анализа результатов апробации ПС в ИТ-отрасли. 7. Для интеграции системы образования в мировую образовательную систему и обеспечения мирового уровня подготовки выпускников в области ИТ считать необходимым при разработке образовательных стандартов ВПО по ИТ специальностям и направлениям следовать международным рекомендациям и стандартам. 8. В мировой практике стандартизации образовательных программ в области ИТ динамика ее развития отслеживается непрерывно, а не с десятилетним циклом обновления. С учетом этого конференция просит Минобрнауки в порядке эксперимента разрешить УМС по прикладной математике и информатике и информационным технологиям классических университетов разрабатывать и реализовать государственные образовательные стандарты третьего поколения по направлениям «Прикладная математика и информатика» и «Фундаментальная информатика и информационные технологии» на основе консорциумного подхода с непрерывной актуализацией содержания этих стандартов. Президиум УМС по прикладной математике и информатике и информационным технологиям классических университетов». Как и следовало ожидать, на подведении итогов конференции ведущий заседание по существу трусливо заболтал критическую позицию УМС, упомянув лишь об оппозиционном выступлении на круглом столе профессора Сухомлина. Мнение УМС классических университетов по существу было проигнорировано. В сценарий конференции критика указанных профессиональных стандартов не входила, были запланированы только аплодисменты. Также не было дадено и слово оппозиционеру. «Предложения в решение конференции» со стороны УМС классических университетов не нашли никакого отражение в итоговом решении конференции. На сайте АП КИТ для нашей позиции также не нашлось места, т.е. была полностью проигнорирована позиция Президиума УМС классических университетов, представляющего более 50 ведущих университетов страны по направлениям подготовки «Прикладная математика и информатика» и «Информационные технологии». И опять, как и на первом мероприятии, на конференции так и не было дано ответа на вопросы, кому нужны эти стандарты, внедрены ли они в практику в отрасли, кто им присвоил статус стандартов и пр. Однако замять проблему двух точек зрения на данные профессиональные стандарты не дал заместитель министра И.И. Калина. Прибывший к заключительному заседанию он не стал выполнять роль свадебного генерала, как это было с министрами, а сразу же разобрался в ситуации, оценив ее весьма трезво. В своем слове он отметил как положительный факт наличие двух точек зрения на представленные профессиональные стандарты. Причем точку зрения нашего УМС он назвал не оппозиционной, а перпендикулярной, охарактеризовав ее как важную. Также он подчеркнул, что она исходит от представителей нашего самого главного вуза – МГУ, поэтому заслуживает внимательного изучения. Далее заместитель министра подчеркнул, что, если МГУ имеет принципиальную позицию в этом вопросе, то в свете подготовленного указа Президента, он может вести обучение на основе собственных образовательных стандартов. Конечно, решение, подсказанное замминистра, представляет собой компромисс, и оно оставляет возможность создать стандарты для классических университетов, что называется по уму, а не под диктат со стороны чиновников и бизнеса, но оно не защищает российскую систему высшего образования в целом. 1.4. И пошло поехало … Тема профессиональных стандартов стала весьма популярной среди чиновников, прессы, участников всевозможных конференций и семинаров. Масштабы всей этой деятельности уже достигли порога, когда ее можно назвать масштабной кампанией. И коли, эта кампания прямехонько направлена на образование, то необходимо разобраться, что же образованию ждать от этой кампании. Так, в публикации В. Мусориной «Специалист по требованию» («Время новостей», N°110, 24 июня 2008) сказано, что «разработаны новые профессиональные стандарты в области IT и они приняты в качестве таковых Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП)». Далее отмечается, что «в итоге были сформулированы профессиональные стандарты по самым востребованным профессиям в области IT» и «теперь, после принятия проф. стандартов решением РСПП, вузы обязаны ориентироваться на них (читай: учитывать требования бизнеса)». В статье Юлии Кряквиной «Разработаны профессиональные стандарты по массовым IT-профессиям (http://www.ixbt.com/news/all/index.shtml?10/64/35) говорится следующее: «Комиссия РСПП по проф. стандартам утвердила профессиональные стандарты по наиболее массовым и востребованным профессиям в области информационных технологий. Об этом сообщила Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). По соглашению с РСПП Минобрнауки России обязуется применять профессиональные стандарты, разработанные РСПП с участием отраслевых объединений работодателей и профессиональных сообществ, как основу для создания соответствующих государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ. На сегодняшний день процедуру утверждения в России прошли всего три группы профессиональных стандартов: стандарты индустрии питания, стандарт управляющего (директора) и стандарты в области ИТ…». Вообще-то, это были весьма странные публикации. РСПП – общероссийская общественная организация, представляющая интересы деловых кругов. Причем в ее уставе нет ни одного вхождения корня «стандарт», т.е. утверждение стандартов других организаций явно не ее уставное дело. Второго июля на международной конференции в Дубне по Грид-технологиям один из докладчиков, представитель центра компетенции одной из ведущих компаний, договорился до того, что именно профессиональные стандарты обеспечат решение такой проблемы-вызова времени системе образования, как обеспечение качества обучения. И мероприятий, связанных с продвижением профессиональных стандартов, в которых участвуют высокопоставленные вельможи бизнеса и администрации, становится все больше и больше (например, http://www.poisknews.ru/2008/04/25/print:page,1,kompetentnoe_somnenie.html, 25 апреля 2008 , http://www.sfu-kras.ru/node/4023 , http://www.opec.ru/print.aspx?ob_no=87322). Итак, может создаться впечатление, что наконец-то найдено средство, с помощью которого можно будет эффективно выстроить кадровую политику и работу в экономике, а также существенно повысить качество профессионального образования. И такой палочкой-выручалочкой являются профессиональные стандарты. Но, как мы видели выше, есть также и другое мнение. Это мнение рассматривает кампанию вокруг профессиональных стандартов как рычаг давления на систему образования, с помощью которого осуществляется очередная попытка понизить уровень высшего образования в стране, подчинить образование исключительно интересам бизнеса. При этом профессиональные стандарты становятся и палочкой-выручалочкой для госчиновников, с помощью которой осуществляется имитация бурной и яко бы плодотворной деятельности по реформированию системы образования. Как мы видели, к такому мнению пришли ведущие профессора страны в сфере ИТ-образования, входящие в президиум учебно-методического совета классических университетов по направлениям «Прикладная математика и информатика» и «Информационные технологии», оценивая проф. стандарты для области ИТ. Попробуем разобраться в том, где же лежит истина. Для этого необходимо рассмотреть, что представляют собой профессиональные стандарты, могут ли служить они основой при разработке образовательных стандартов, и решат ли они проблему повышения качества отечественного образования. Начнем анализ вопроса «от печки». (Продолжение следует) Литература Сухомлин В. А., Полная победа инноваций над российским образованием. ВМиК МГУ им. Ломоносова, “МАКС”. 2008, 32 с. Сухомлин В.А. Введение в анализ информационных технологий. М.: “Горячая линия - Телеком”, 2003, 457 с. Сухомлин В.А. ИТ-образование. Концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации. М.: “Горячая линия - Телеком”, 2005, 176 с. Сухомлин В.А., гр. соавторов. Подготовка и переподготовка ИТ-кадров. Проблемы и перспективы. /под редакцией С.В. Коршунова и В.Н. Гузненкова. М.: Горячая линия – Телеком, 2005. -262 с.: Сухомлин В. А., Создание Виртуального национального университета ИТ-образования (ВНУ ИТ). Учебно-методическое пособие. ВМиК МГУ им. Ломоносова, “МАКС”. 2007, 57 с. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016-94; Российская Федерация. Гос. комитет по стандартам. - М.: Отдел науч. информ.: НИИ тр. и соц. страхования Федерального агентства по здравоохранению, 2005. - 246 с.