Молдаван оставили на закуску
Аркадий Пильчук

Молдаван оставили на закуску

Соединённые Штаты поддержат Молдавию на пути евроинтеграции и помогут добиться процветания. Об этом говорится в резолюции конгрессменов Дэвида Прайса и Пита Олсона, поданной в Палату представителей США.

Прайс и Олсон призывают президента, госсекретаря и высокопоставленных политиков укреплять сотрудничество с Молдавией и добиваться вывода российских миротворцев из Приднестровья.

Прайс и Олсон — лжецы, это видно и слепому. Только дурак может утверждать, будто Молдавия, оторвавшись от России, сделала рывок в сфере улучшения жизни граждан. Прайс и Олсон утверждают именно так, но они не дураки, они создают красивую картинку, пряча за ней уродливое настоящее.

Это уродливое настоящее таково, что американцы делают ставку на молдавского олигарха Владимира Плахотнюка. Для него дружба с американцами сулит баснословные выгоды. Вашингтон готов отдать всю республику ему в окормление, выдав «демократический ярлык» на княжение при условии его полной подчинённости Соединённым Штатам.

Плахотнюк уже посетил США, где встречался с тем самым Олсоном. Хотя Плахотнюк — типичный ворюга и коррупционер, американцы делают вид, будто он — самый что ни на есть демократ.

Правящая Демократическая партия Молдавии (ДПМ), эта ручная креатура Плахотнюка, позитивно оценила высказывания конгрессменов. ДПМ считает, что факт подачи резолюции свидетельствует об укреплении стратегического союза Вашингтона и Кишинёва.

Этот союз подразумевает поглощение Молдавии Румынией. В начале 2000-х оппозиционно настроенные к Вашингтону американские эксперты говорили, что проект Великой Румынии для США неприемлем, так как нарушит сложившийся статус-кво с Россией.

Теперь маски сброшены. Госпереворот на Украине, война в Сирии окончательно показали, что американцы сами готовы нарушить статус-кво. И проект Великой Румынии придётся здесь очень кстати.

Честно говоря, с трудом верится, что Молдавии удастся отстоять свою независимость. Прорумынское лобби очень сильно в республике, целый ряд ведущих политиков обзавелись румынским гражданством и уговаривают граждан делать то же самое. Они убеждают их, что молдаване и Молдавия — это искусственный продукт советской политики. Но это ложь.

Молдавская идентичность появилась раньше румынской. Генезис румынской нации — одна из скользких тем, потому что румыны, как нация, сложились только к XIX в. Румынская политическая элита долгое время оставалась разобщённой, ориентируясь кто на Запад, кто на Россию.

Молдаване существовали задолго до XIX в., и существовали в плотном союзе с Россией. С нею их связывала единая православная вера, широкая распространённость в Молдавии церковно-славянского языка и династические браки молдавских и российских государей, государынь и их детей.

Таким образом, кириллическая культурная составляющая в том, что можно назвать молдавско-румынским ареалом, появилась раньше, чем латинская. Бухарест же утверждает обратное — будто сначала были Румыния и румыны, а потом, как отрыжка истории, отпочковались Молдавия и молдаване. Какая заносчивость!

После распада СССР молдавские националисты запретили кириллицу, перевели молдавский язык на румынскую латиницу. Потом прозвучал тезис, что румынам и молдаванам надо объединится во что бы то ни стало. Врагом объединения назвали Россию. Вина России в том, что она не желает равнодушно смотреть, как агрессивный румынский шовинизм разжигает дикую русофобию и под прикрытием штыков НАТО мечтает возродить Великую Румынию.

Великая Румыния существовала с 1918 по 1940 гг. В 1940 г. Красная армия совершила молниеносный Румынский поход, вернув захваченную ранее румынами Бессарабию и Буковину.

1918-1940 гг. — период максимального расширения румынского государства. Он, как фантомные боли, заставляет румынских националистов опять мечтать о Великой Румынии. Современная Румыния хочет стать великой за счёт Молдавии, Приднестровья и Украины.

Идеология великорумынизма пронацистская, опирается на идейное наследие маршала Иона Антонеску, союзника Гитлера. Продвижение в западном направлении (Великая Румыния претендует также на часть Сербии) румыны временно приостановили. Главным вектором великорумынской экспансии остаётся восток.

Молдавию и молдаван предали молдавские правители. Нынешний президент Игорь Додон — первый за всю постсоветскую историю Молдавии президент, готовый идти на полномасштабное сотрудничество с Москвой ради сохранения молдавского суверенитета.

Парламент Молдавии — в руках прорумынской оппозиции. В таком окружении президенту нелегко проводить свою политику. Молдавия медленно, но уверенно движется навстречу собственной исторической смерти. Увертюра румынизма станет для Молдавии её реквиемом.