Профессор Владимир Сухомлин

Какие задачи ставятся перед АНО "НАРК"

Познакомимся с проектом рабочей программы деятельности АНО "НАРК" (http://74.125.39.104/search?q=cache), чтобы понять задачи, решаемые этой организацией. В проекте отмечается, что в России существует серьезный качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы, компетенции работников не удовлетворяют работодателей, а система профессионального образования продолжает развиваться в собственной логике, не сопряженной с логикой рынка труда. Одной из основной причин этого называется отсутствие национальной системы квалификаций, которая способствовала бы согласованию взаимных требований к квалификациям со стороны работодателей и рынка труда, а также системы образования и обучения. Такая система должна включать классификатор профессий/занятий, профессиональные стандарты по ВЭД, перечень уровней и каталог квалификаций, перечень и каталог программ обучения (учебных модулей), процедуры (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов, систему оценки, подтверждения, сертификации, аккредитации результатов образования и обучения. Далее говорится, что формирование современной национальной системы квалификаций сложная и масштабная задача, решением которой должны заниматься множество участников, но главный участник среди таковых – это государство. Однако государственными органами работа в данном направлении не развернута - пока не сформированы институциональные механизмы согласования интересов и отсутствуют организационные структуры, способные взять на себя роль системного интегратора деятельности по формированию национальной системы квалификаций. В этой связи РСПП создает Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), которое должно стать участником процесса формирования национальной системы квалификаций. Т.е. по существу признается, что кадровую политику в стране, включая создание необходимой нормативно-методической базы, мониторинг использования и прогнозирование потребностей в кадровых ресурсах в экономике, планирование производства кадров все эти функции должно осуществлять государство. Но так как государство не выполняет эти функции, вместо того, чтобы спросить с государства за безответственное отношение к самому дорогому национальному достоянию и способствовать восстановлению практически утраченных функций, бизнес берется за реализацию этих задач самостоятельно, не забывая о возможности извлечения дополнительной выгоды. Итак, задачи, возлагаемые на НАРК (из проекта программы): «1. Создать национальный классификатор профессий (занятий), основанный на видах экономической деятельности, в соответствии с которым будут разрабатываться профессиональные стандарты; 1.1. Разработать модели отраслевых структур, которые будут вести мониторинг развития отрасли, готовить прогнозные оценки потребности в кадрах, разрабатывать и обновлять отраслевые профессиональные стандарты и квалификации 1.2. Разработать модели и прототипы отраслевого классификатора профессий и единого российского классификатора профессий. 2. Разработать открытую и гибкую рамку квалификаций, создающую основу создания отраслевых квалификационных рамок (читай, отраслевых стандартов, прим. автора); 2.1. Разработать проект стратегии формирования Национальной системы квалификаций, включающую в себя систему обеспечения качества и оценки компетенций, с последующим направлением ее в Правительству РФ. 2.2. Сформировать перечень уровней и каталог квалификаций; 3. Создать инструментарий для описания профессиональных стандартов и сформировать эти стандарты; 3.1. Создать единую методологическую и методическую базу, на основе которой участниками проекта самостоятельно или при поддержке НАРК будут разрабатываться отраслевые профессиональные стандарты; 4. Создать и отработать процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов и квалификаций и их распространения 5. Создать систему образовательных стандартов, основанных на профессиональных стандартах 6. Создать каталог программ обучения (учебных модулей), основанный на профессиональных стандартах 7. Создать систему оценки, подтверждения, сертификации, аккредитации результатов образования и обучения». Хотя в программе отраслевые профессиональные стандарты, отраслевые профессиональные квалификации, отраслевые профессиональные рамки и профессиональные стандарты перемешаны все в кучу, не будем придираться к форме изложения. А отметим, что в целом программа деятельности НАРК впечатляет своим масштабом, она включает решение стратегически важных государственных задач, связанных с управлением самым дорогим ресурсом государства - трудовым. Только где же здесь само государство? То, что государство практически не ведет никакой работы в этом направлении – просто поражает. По публикациям можно найти упоминание каких-то усилий в этой области (например, Постановление бывшего Министерства труда и социального развития РФ №34 от 5 марта 2004г. «Об утверждении профессионального стандарта по профессии «Менеджер инновационной деятельности», а также «Концепция нового Общероссийского классификатора профессий. Министерство труда РФ завершило разработку концепции нового Общероссийского классификатора профессий/занятий (ОКПЗ), http://www.hrm.ru/db/hrm/A472AA3125117284C3256C5C0060FE22/category.html ), которые относятся к 2002-2004гг. Т.е. государство спит, а его работу берется выполнять негосударственная организация НАРК, учрежденная общественной организацией – РСПП. Получается, что государственные задачи теперь у нас решают коммерческие компании типа кооператива или ЗАО «Рога и копыта». Может быть, и государства-то у нас уже и нет? А все государственные структуры у нас теперь коммерческие, включая саму власть и ее вертикаль? Все же попытаемся разобраться с формальной стороной дела? Имеется в виду, каков же статус этих отраслевых профессиональных стандартов и профессиональных стандартов, которые утверждаются НАРК? Как регулируется процесс стандартизации в нашем государстве? Мы говорили о стандартах, профессиональных стандартах, отраслевых и прочих. А как регулируется деятельность по стандартизации в нашем царстве-государстве? Каков статус профессиональных стандартов и отраслевых профессиональных стандартов? Основным регулятором в этой сфере является Федеральный закон о техническом регулировании, хороший или плохой, но пока действующий, принятый Государственной Думой РФ 15 декабря 2002 года. Как сказано в этом Федеральном законе, он регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований и требований на добровольной основе к продукции и ее жизненному циклу, процессам производства, выполнения работ или оказания услуг, а также к процессам установления соответствия продукции и процесса стандартам. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, а на другие распространяется. В законе говорится, что «национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации», каким в настоящее время является Ростехрегулирования. Документами в области стандартизации, используемыми на территории Российской Федерации, в ФЗ определены: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации. Таким образом, этим законом отраслевые стандарты аннулированы, как класс, еще в 2002 году. Значит, самые амбициозные цели деятельности РСПП и АНО НАРК – «разрабатывать и обновлять отраслевые профессиональные стандарты и квалификации» (задача 1.1) лежат вне Федерального закона. И поддерживают эту «внезаконную» деятельность государственные структуры такие, как, например, Минобрнауки и Мининформсвязи. Ну, да ладно! С отраслевыми профессиональными стандартами вышла неувязка. А каким статусом обладают профессиональные стандарты? Следуя рассматриваемому выше закону их статус это «стандарты организаций». Профессиональные организации, разрабатывая свои стандарты, как правило, присваивают им специальные индексы. Указанием принадлежности документа к стандартам организации служит префикс «СТО». Например, Российской Гильдии Риэлторов свои стандарты, идентифицирует следующим образом: – СТО РГР 010.01 — 02 «Общие требования к разработке, принятию и оформлению стандартов»; – СТО РГР 010.02 — 02 «Термины и определения»; – СТО РГР 030.01 — 02 «Требования к Органам по сертификации брокерских услуг». Кстати, смотрю проект положения о профессиональном стандарте, разработанного НАРК. Правил регистрации и индексации таких стандартов не нахожу. Значит, речь идет все же не о стандартах, а «ни пойми о чем». Математическая модель деятельности АНО НАРК Вообще деятельность АНО НАРК выглядит весьма странной. Попробуем дать ей логическое описание, как это выглядит со стороны. Разберем ее на примере. Читаем следующее сообщение прессы (http://www.rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=283&d_no=2482 ), что «Первого ноября 2007 года под председательством исполнительного вице-президента РСПП А.Г. Свинаренко состоялось первое заседание комиссии Национального агентства развития квалификаций по профессиональным стандартам. … На заседании были утверждены профессиональные стандарты индустрии питания по след. профессиям/должностям: кухонный работник, помощник повара/ многоцелевой работник по питанию, повар/кондитер, шеф-повар/шеф-кондитер/менеджер производства, управляющий производством, директор предприятия питания». Итак, если НАРК принимает для рассмотрения чьи-то стандарты, то они должны уже иметь как минимум статус стандартов организации (другого статуса они иметь не могут согласно ФЗ «О техрегулировании»). Если эти стандарты такого статуса не имеют, то они не стандарты, а так, «ни пойми что». Но, ведь, говорится, что организация НАРК утвердила стандарты, а не «ни пойми что». Если бы было сказано честно, что организация НАРК утвердила «ни пойми что», то мы бы не писали эту статью. Если документ все же имеет статус стандарта некоторой профессиональной организации, которая его разработала в интересах своей профессиональной деятельности и отвечает за его сопровождение, то какой смысл его еще раз утверждать в том же статусе, да еще непрофессиональной чиновничьей организацией, которая мало что понимает в данной профессиональной деятельности. Можно подумать, что, если НАРК вдруг не утвердит проф. стандарт пирожников, то у тех пироги будут не достаточно сладкими, а кондитеры не будут соблюдать сангигиену. Имеются и другие нюансы в деятельности организации НАРК. Представим себе, что есть профессиональный стандарт организации ООО «Сапожник», которая разработала и утвердила свой профессиональный стандарт в качестве стандарта этой организации. Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 1.4-2004 пунктом 4.13 предписано, что собственные стандарты организации утверждает ее руководитель своим приказом. Тогда, чтобы утвердить в качестве стандарта организации Х стандарт организации ООО «Сапожник», фактически руководителю организации Х придется переутверждать приказ руководителя ООО «Сапожник», что противоречит уставам организации и, вообще, здравому смыслу. К тому же стандарт организации ООО «Сапожник» это ее интеллектуальная собственность со всеми вытекающими последствиями. В общем, деятельность НАРК подобна действию тождественного оператора. В математике есть такое понятие как тождественный оператор, который, будучи примененный к некоторому объекту, в результате получает тот же самый объект, т.е. по существу ничего с ним не делает. Деятельность организации НАРК напоминает этот самый тождественный оператор, т.е. перевод из пустого в порожнее, и обратно. Только в результате этого «ничего не делания» разворачивается грандиозная кампания. Оценим объем деятельности организации НАРК. Если судить по поставленным перед данной организацией задачам, то она претендует на роль национального интегратора отраслевых профессиональных стандартов, ну и просто профессиональных стандартов (если оставить только отраслевые, то получится пустое поле деятельности, так как отраслевые стандартов давно изъяты из употребления цитированным выше Федеральным законом). Так вот, эта деятельность по интеграции суть формирование информационной базы из разработанных другими профессиональными организациями собственных стандартов, т.е. квалификационных рамок-табличек. Технически такая задача в век вэб-технологий решается с помощью простенького сайта и совсем несложной программы-робота, сканирующей сайты профессиональных организаций для формирования такой информационной базы (если она действительно нужна). И все! И не нужно никакой структуры, никакой истеричной кампании с участием вельмож от бизнеса и госаппарата. Ведь, все равно нужные профессионалам профессиональные стандарты создаются ими самими в рамках своих же профессиональных организациях. Если государство желало бы ускорить развитие профессиональных сообществ для их профессионального саморазвития, что, безусловно, способствовало бы развитию элементов гражданского общества, то для стимулирования этого процесса нужны совсем другие механизмы, а не набрасывание чиновничьего хомута на любую общественную деятельность. Все же российскими чиновниками восхищаться можно! Умеют же они, ничего не сделав полезного, поставить всю страну на голову и остаться с наваром. Куда ведет кампания, связанная с проф. стандартами? Послушаем высокопоставленных чиновников. «...Президент РСПП Александр Шохин рассказал о дальнейших планах бизнеса в этом направлении. - Агентство (НАРК - прим. автора) сегодня активно занимается разработкой профессиональных стандартов, - заявил он. - Предстоит серьезная работа по определению требований к компетенции работников в различных отраслях и профессиональных группах. Помимо этого мы собираемся разрабатывать системы оценки соответствия уровня подготовки требованиям работодателя, которые найдут свое отражение в профессиональных стандартах. С этой целью в регионах будут создаваться центры сертификации и подтверждения профессиональной квалификации. По словам Шохина, эти центры будут выдавать особые сертификаты. Чтобы получить такие сертификаты, специалистам необходимо будет доказать профессиональному сообществу, что они владеют необходимым объемом компетенций. Вице-президент РСПП Андрей Свинаренко напомнил о том, что РСПП и Минобрнауки подписали соглашение, согласно которому подготовленные Союзом промышленников и предпринимателей профессиональные стандарты будут основанием для разработки новых проектов государственных образовательных стандартов. Кроме того, он подчеркнул, что все государственные стандарты профессионального образования должны будут пройти обязательную экспертизу в РСПП. Сегодня же, по его словам, пожелания работодателей, касающиеся профессиональных стандартов, не в полной мере учитываются при составлении образовательных программ. Именно поэтому, считает Свинаренко, выпускники вузов не стремятся работать по специальности». (Олеся ПЕНКИНА, http://www.poisknews.ru/2008/04/25/print:page,1,kompetentnoe_somnenie.html, 25 апреля 2008) Это сообщение говорит о многом, по крайней мере, становится, понятным масштаб всей затеи. Г-н Шохин рисует нам прекрасную перспективу – повсюду будут созданы центры сертификации и граждане обязаны будут проходить сертификацию (им «необходимо будет доказать профессиональному сообществу, что они владеют необходимым объемом компетенций»). Т.е. вроде почти как ЕГЭ для школьников, только теперь это будет для взрослых, но им придется делать это, видимо, с некоторой периодичностью. Да, совсем, забыл, что такая сертификация есть не что иное, как платная услуга дорогим согражданам. Сеть центров, конечно же, коммерческая структура, и цены будут здесь коммерческими. Можно угадать и учредителей этой структуры. Это, скорее всего, самые большие ее радетели. И скорее всего, загонять людей в эту коммерческую сеть-поберушку, еще одну коррупционную систему, госчиновники постараются с помощью государства и его законов. А г-ну Свинаренко большое спасибо за информацию о том, что между РСПП и Минобрнауки подписано соглашение, согласно которому подготовленные РСПП профессиональные стандарты будут основанием для разработки новых проектов государственных образовательных стандартов. Т.е. теперь несложно вычислить инициаторов превращения российского образования в тренинговую площадку для замены полноценного образования натаскиванием выпускников вузов в соответствии с требованиями проф. стандартов. Это - его Величество бизнес, представленный РСПП, и штрейкбрехеры российского образования из Минобрнауки. Итак, с помощью НАРК делается попытка не только опустить высшее профессиональное образование в стране, но и выстроить для всех граждан страны коммерческую услугу (кормушку для сотен чиновников) по обязательному регулярному поголовному тестированию на соответствие «ни пойми чему». А каково качество принимаемых НАРК стандартов? Ну, да Бог с ними, с формальными неувязками в части отсутствия полномочий у организации НАРК утверждать какие-либо стандарты (как и указы Президента страны). Ну, хочется кому-то что-то утверждать! Простим им и то, что они с современными технологиями не в ладах. Давайте проанализируем качество принимаемых НАРК профессиональных стандартов и проверим, действительно ли, они годятся для того, чтобы быть основой образовательных стандартов. Сделаем такой анализ на примере свежеиспеченных и столь нашумевших профессиональных стандартов для ИТ-отрасли. (Продолжение следует)