Рука красного непотизма
Дмитрий Стрепков

Рука красного непотизма

Рачители и ревнители СССР 2.0. постоянно напоминают своим поклонникам о том, что они хотят восстановить государство, где главной ценностью была справедливость. Причем, они часто напоминают о том, что в современной России, как и в Царской, назначение на чиновничьи должности происходит по блату: родственник продвигает родственника, друг протаскивает друга. И сразу же слышится аргумент, мол, при Ленине такого и не бывало.

Давайте в ответ не будет кричать: «Сами дураки!», а присмотримся к фактам. И, во-первых, не будем обращаться к эпохе брежневского СССР (где с поиском кумовства проблем не возникает), а во-вторых обратимся, так сказать к истокам советской власти.

Самыми значимыми лидерами и коммунистическими вождями на заре советского строя были Владимир Ленин (Ульянов) и Лев Троцкий (Бронштейн). От этого никуда не деться. Да и посты они занимали основные, позволявшие контролировать властные отношения на полную катушку.

Во всех учебниках истории, пальма первенства отдается «дедушке Ленину». В советские годы особенно подчеркивалась его способность находить кадры, а также неизменно говорилось о неподкупности и ненависти к кумовству.

Обратимся к списку его ближайших родственников и близких. И получаем такую картинку (при этом не из каких-то белогвардейских источников, а вполне коммунистических, официальных, вроде Большой Советской Энциклопедии). Приглядимся…

Анна Ильинична Елизарова-Ульянова (сестра Ленина). В 1918-1921 годах — заведующая отделом охраны детства в Наркомсобесе, потом в Наркомпросе. Один из организаторов Истпарта и Института В.И. Ленина. Ничего себе так устроилась.

Муж ея — Марк Тимофеевич Елизаров. Народный комиссар путей сообщения РСФСР (1917-1918). В феврале 1918 года ушёл в отставку. Затем возглавил комиссариат по страхованию и борьбе с огнём. С 22 января 1919 года член коллегии Народного комиссариата торговли и промышленности. И надо знать, что профессионального образования товарищ Елизаров не имел, но только физико-математический факультет Петербургского университета за плечами, как-то это не стыкуется с его должностями. Разве, что опыт организации стачек железнодорожников имел. А так владел знаниями по управлению железными дорогами на уровне кондуктора.

Дмитрий Ильич Ульянов (брат). Вначале подвизался на различных должностях в провинции. Избирается председателем Совнаркома Крымской Советской Социалистической Республики. В 1920-1921 годах член Крымского обкома РКП(б) и Ревкома. С 1921 года Дмитрий Ульянов стал жить в Москве, где работал в Наркомздраве, Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, Коммунистическом университете трудящихся Востока, в научном секторе поликлиники Сануправления Кремля. Ну, по крайней мере, он врачебное дело знал.

Мария Ильинична Ульянова (сестра вождя). Член Центральной контрольной комиссии ВКП(б) в 1925-1934 годах, член Президиума ЦКК ВКП(б) (1932-1934). Член Комиссии советского контроля при СНК СССР (с 1935 года). Член ЦИК СССР с 1935 года. То есть, на ее примере мы видим прыжок без управленческого опыта достаточно высоко в советской иерархии.

Надежда Константиновна Крупская (жена Ленина). С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения. С 1929 года трудилась заместителем наркома просвещения РСФСР. Отличилась требованиями изгнания целого ряда детских книг (и зачем-то большого числа сказок) из библиотек.

Так что родичи Ильича неплохо так себе устраивались в различных советских и партийных учреждениях. Причем, они изначально почитались профессионалами, даже без ведения профессиональной деятельности.

Так что «вождь мирового пролетариата» своих не забывал.

Лев Давидович Троцкий был менее успешен на поприще красного непотизма. Хотя своим помогал. Но вот детей уже продвинуть никак не мог — слишком изменилась ситуация в середине 20-х гг. прошлого века внутри советской элиты.

Однако, кое-какие родственники Троцкого успели попользоваться сложившейся после большевистской революции расстановкой сил:

Ольга Давидовна (Давыдовна) Каменева, в девичестве — Бронштейн, не очень-то и прославленный деятель российского революционного движения, сестра Л.Д. Троцкого и первая жена Л.Б. Каменева, до 1920 г. являлась заведующей управлением театров в Наркомпросе, В 1925-1929 гг. занимала пост председателя правления ВОКС (Всесоюзного общества культурной связи с заграницей).

Наталья Ивановна Седова — вторая жена Троцкого работала заведующей музейным отделом Наркомпроса в 1918-1928 годах.

Кроме того, в мемуарах, свидетелей тех лет (например, Л. Кагановича) часто вспоминается Иона Якир, дальний родственник Троцкого, которого последний усиленно продвигал по военной части.

Так что рука красного непотизма преспокойно объявляла себя в 20-е гг. прошлого столетия, когда уж справедливость по-советски должна была торжествовать во всей своей необузданной и непричесанной красе.

Факты же, свидетельствуют об обратном. Да, социальные лифты были открыты, но не для всех. И советская демократия существовала, но только для тех кому положено по статусу. Так, что скажем от души: «Да здравствует СССР 2.0.! Построим его по лекалам Ильича и Давидовича!»

Вопрос только в том, что на выходе получим? Все тоже, все тоже, господа-товарищи. С особой специфической справедливостью и раздачей теплых местечек а-ля отдел Наркомпроса, однако.