Профессор Владимир Сухомлин

Откуда они пошли? Великий замысел или …

В конце лета 2006г. мне позвонил декан факультета ГУ ВШЗ В.В. Никитин и сказал, что он назначен руководителем разработки профессиональных стандартов в интересах Мининформсвязи. Предложил приехать на собрание коллектива потенциальных разработчиков проекта.
Выступая перед собравшимися, В.В. Никитин представился, сказав о себе несколько слов, в частности, что имеет опыт организационной работы, проработав несколько лет менеджером в компании Майкрософт. Далее было сказано о целях проекта, а именно: «Разработать по заказу Мининформсвязи РФ проф. стандарты в области ИТ, описывающие должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации в соответствии с квалификационными уровнями».
В докладе было дано следующее пояснение, что такое проф. стандарты:
«нормативный документ, отражающий минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ».
Из определения становилось понятным, что такой документ в первую очередь ориентировался на потребности самой ИТ-отрасли в систематизации работы с трудовыми ресурсами. Здесь, казалось бы, все было нормально – у отрасли возникла потребность разобраться в своих кадровых ресурсах, систематизировать кадровую работу.
Но далее докладчик, отвечая на вопрос – «кому нужны профессиональные стандарты?» показал слайд, с  ответом на выше сформулированный вопрос, на котором было дословно написано, следующее:
«Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников,  оценить и повысить уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли
Государство: формировать политику в области занятости населения
Работник: определять свой профессиональный уровень, основание для повышения квалификации, повышать качество труда
Сфера образования: формировать ОС на основе ПС, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей), активно обновлять содержание ОС в соответствии с изменяющимися требованиями ПС.
(Правда, механизмы благотворного воздействия на указанных выше субъектов не указывалось).
В целом вроде бы все логично, все заинтересованные стороны учтены. Правда, последний пункт мне не понравился. Заявленная роль проф. стандартов для системы образования как основы формирования образовательных стандартов была явно преувеличенной. Как говорилось выше, в области ИТ международным сообществом на основе научного подхода разработана мощная методическая база для подготовки бакалавров различный профилей области ИТ, которую, дай Бог, освоить бы, а не подменять чем-то доморощенным от практики.
В принципе эти самые проф. стандарты напоминали что-то вроде раздела общероссийского классификатора профессий, относящихся к области ИТ. Далее докладчик обрисовал особенность текущего момента. Особенность оказалась в том, что Минобрнауки практически одновременно были объявлены два гранта - грант на разработку нового Перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования (проект Рособразования – Разработка нового перечня специальностей и образовательных стандартов в области ИТ (конкурс Ф-177) ), а также грант на разработку проектов стандартов для направлений и специальностей, связанных с областью ИТ. Кроме этого, разработка проф. стандартов также должна была осуществляться по договору/гранту с Мининформсвязию и финансироваться бизнесом.
Докладчик, не скрывая волнения, объявил, что так уж случилось (случайно, конечно же!), что все три гранта оказались у него в руках. Т.е. он стал руководителем всех этих проектов одновременно. И теперь появилась счастливая возможность выстроить все и всех так, как это видится бывшему менеджеру известной компании. А именно, реструктурировать поле научно-образовательных направлений, создать стандарты квалификационных требований для профессий ИКТ-отрасли, выстроить под них образовательные стандарты.
Как «случайно» определяются в Минобрнауки победители грантов, я рассказывал в предыдущих «размышлениях». А здесь, трижды случайным образом и все в одну бухгалтерию – в ГУ ВШЭ. Подумалось: «Вот уж, пристрелянная мишень!».
На все перечисленные выше проекты отводились считанные месяцы.
В целом грандиозный масштаб всей этой деятельности начинал походить на блицкриг, или, попросту говоря, на авантюру. Тогда и стала понятна роль, отводимая проф. стандартам, как инструменту воздействия на систему образования.
Энтузиазма я по поводу планируемых великих свершений не высказал. На следующее заседание ни я, ни представитель МГТУ им. Баумана приглашены не были. В том случае, когда разработка методического обеспечения по образованию и квалификационным требованиям осуществлялась без участия представителей УМО двух ведущих университетов страны – основных поставщиков научных и инженерных кадров для области ИТ, вся эта деятельность теряла всякий интерес (вообще говоря, и смысл).
Но идея, обильно поддержанная средствами, не умерла.  Хотя и с почти годовой задержкой, проф. стандарты все же объявились на свет и сразу напомнили о великом замысле.
3.12. Почему проф. стандарты не могут быть основой для образовательных стандартов
Итак, мы проанализировали процесс развертывания масштабной кампании по созданию (отраслевых) профессиональных стандартов. Число самых представительных мероприятий, посвященных прославлению проф. стандартов, с участием высокопоставленных вельмож от госаппарата и бизнеса растет и множится. На этих мероприятиях проф. стандарты возносятся в ранг панацеи для решения не только проблем кадровой политики на разных организационных уровнях, но и для решения задач по реформированию системы образования с тем, чтобы сделать эту систему, максимально отвечающей интересам современного российского бизнеса.
Вокруг профессиональных стандартов чиновники и представители бизнеса придумали такую концепцию, что проф. стандарты определяют целевые квалификации работников в бизнесе (экономике) и, следовательно, востребованные рынком труда, система образования это машина для воспроизводства кадров для этого самого бизнеса, поэтому проф. стандарты должны определять как цели функционирования системы образования, так и служить основой при разработке образовательных стандартов. Тогда система образования будет работать на бизнес, на экономику.
Типичная чиновничья логика, лишь бы защепить друг за друга понятия, да погромче, не вникая глубоко в смысл этих понятий, и строить на бессмыслице дворцы из иллюзий. Это явление я называю еще логикой чиновничьего конструктивизма.
То, что система образования должна, прежде всего, быть ориентированной на человека, на его развитие, и только через развитие человеческого потенциала служить государству и экономике, это бизнес и чиновники понимать не желают.
На примере проф. стандартов для профессий области ИТ мы весьма обстоятельно изучили возможность использования проф. стандартов (утверждаемых НАРК!) для разработки соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Изучение этого вопроса показало, что проф. стандарты не пригодны для этой цели в принципе, у них совершенно другая задача.
В проф. стандартах акцент делается на описании в весьма общих понятиях квалификационных характеристик профессии без какой-либо мысли, направленной на   синтез модели и объема знаний, необходимых для подготовки профессионалов с высшим образованием, способных к активной деятельности в течение жизни. В какой-то степени это фотоснимок текущих грез администратора производства об идеальном работнике для решения текущих задач.
Душой же образовательного стандарта как раз является модель (архитектура) и объем знаний, определяющие содержание подготовки профессионалов и творцов своего дела. Также современные образовательные стандарты это целая технология для порождения учебных программ, в том числе отражающих различные стратегии обучения, нацеленные на приобретения системы компетенций, обеспечивающих выпускникам как востребованность на рынке труда, так и базу для развития и активной деятельности на протяжении всей жизни.
Профессиональный же стандарт – по сути, методический материал, специфицирующий  профессию и профессиональную позицию с точки зрения  производственного (рабочего) процесса. В руках профессиональных сообществ такие стандарты являются эффективным средством, своего рода библией профессии, для осуществления различных видов деятельности, направленных на развитие конкретных профессий и профессионализма.
Чиновники же любую хорошую идею превратят в глупость или же в дубинку для выколачивания личных выгод.
Так, описанные в проф. стандарте квалификационные требования чиновники  отождествляют с востребованными рынком труда компетенциями и думают, что, если эти же компетенции вставить в образовательный стандарт в качестве целей обучения и его основы, то вузы автоматически будут производить востребованные кадры, готовые к производственной деятельности. Т.е. кадры будут получаться как электрические лампочки – купил, вкрутил и, вот она горит.
Вроде бы логика есть, но опять все перепутано или подтасовано. Давайте, разберемся.
Квалификационные требования профессий (профстандартов), востребованные компетенции рынком труда и компетенции как цели обучения совершенно разные понятия, работающие в разных сферах, и они никак не взаимозаменяемые. Строить отображение одно на другое надо, но заменять одно другим - нет. Т.е. нельзя одно понятие вставить в поле действия другого и думать, что ты построил новую социальную технологию.
Еще раз вспомним, что квалификационные требования проф. стандартов предназначены для описания облика профессии, ее принципиальных черт. Они формулируются в такой общей  форме, которая для системы образования совершенно бесполезна. В них даже нет никакой связи с актуальными используемыми на практике платформами, технологиями, языками, библиотеками. Вот, типичные примеры квалификационных требований из проф. стандартов для профессий области ИТ:
«Операционные системы.
Основы теории организации и применения баз данных.
Основы защиты информации.
Методы и средства сбора требований …».
Если бы требования к знаниям в проф. стандартах были бы детальнее, то объем этих стандартов был бы не 70-170 стр., а шел бы на многие сотни. Какой кадровик стал бы с ними работать?  
Востребованные рынком труда компетенции характеризуются детальностью. В частности,  в них определяется состав тех технологий, окружений, языков, приложений, инструментов и пр., которыми необходимо владеть для решения конкретных задач, а также необходимый уровень владения этими средствами.
Описание востребованных рынком труда компетенции фактически нашло свое отражение в языке «резюме».
Чтобы проиллюстрировать язык, на котором бизнес и индустрия формулируют реально востребованные практикой компетенции, исходящие из выполняемых проектов и задач, приведу типичный пример. За основу возьму одно из последних обращений ко мне компании, которая искала специалиста по информационным системам (ИС) для участия в проекте по созданию корпоративной ИС.
Итак, заявка на запрашиваемую позицию специалист по информационным системам (в области разработки ERP) выглядела примерно следующим образом:
Пример 1:
«  
1) Специалист по  информационным системам (в области разработки ERP)
Раздел: IT и Интернет: разработка, проектирование, внедрение корпоративных ИС
Город: Москва/Московская область
Пол: муж
Возраст: 25-35 лет
Образование: высшее
Опыт работы: не менее 3-х лет
Занятость: полная
Оклад: 2000 $ в месяц + премии
Профессиональные навыки:
- Знание прикладной области (на уровне программирования программы 1С):
1С:Профессионал: Бухгалтерия 77, Торговля и склад 77, Зарплата и кадры 77, Бухгалтерия Предприятия 80 - (желательно наличие сертификатов).
- Уровень владения компьютером: продвинутый пользователь
- Базовые компьютерные навыки:
-- ОС (работа в окружениях ОС): MS DOS, MS Windows98/Me/NT/2000/2003/XP, Vista, Linux.
-- офисные пакеты (владение): MS Office (MS Word, Excel, Access, Visio, PowerPoint).
-- графические редакторы и программы верстки (владение): AD Photoshop, QuarkXpress, Corel Draw, Macromedia.
- СУБД (владение):
-- Oracle 8i, Oracle 10.2 + Модули Oracle E-Business Suite (Project, Oracle Forms, Oracle Reports).
-- MS SQL Server 2000 и 2005 - установка сервера, проектирование и создание баз данных, запросов.
-- Прикладное программирование в Access 2002.
-- Delphi - разработка приложений с использованием различных средств.
- CASE-инструменты (владение):
-- Rational Rose, BPWin, Crystal Reports,
- Математические пакеты в области математики (владение):
библиотеки для языков С++ и Visual C++, MathCad, Matlab, Maple, SPSS, Statistica.
-Языки программирования (среды разработки – уверенное владение):
-- C, С++, Java, Delphi, PL/SQL.
- Инструментальные средства (владение):
--C++ Builder, Java Desktop System (JDS), Toad 8.6 (PL/SQL).
- Сетевые средства (использование):
-- стек TCP/IP‚ AD‚ DNS‚ IPSec, прокси MS ISA‚
-- сетевые приложения DNS‚ DHSP‚ IIS, Kerio WinRoute Firewall‚ Kerio MailServer, Lan2Net,
-- почтовые системы: Microsoft Exchange Server‚ Mdaemon‚ Kerio Mail Server‚ postfix;
- Web-технологии (владение):
-- PHP‚ HTML‚ XML
- Владение слепым методом набора (на русском).
Личные качества:
Ответственность, обязательность, уважительное отношение к окружающим, корпоративная солидарность, коммуникабельность, стремление к профессиональному совершенствованию, исполнительность …
»

Идеальный специалист, который подошел бы этой компании это тот, который обладает квалификацией в разработке корпоративных ИС на основе перечисленных в заявке технологий. Поэтому у такого специалиста в его резюме перечень этих технологий должен присутствовать.
Именно по этой причине я назвал форму заявок на востребованные практикой квалификации языком резюме.
Если вспомнить про проф. стандарт для профессии специалист по информационным системам, положим третьего квалификационного уровня, то в требованиях к знаниям и умениям нам следует попытаться найти, что-нибудь близкое к требованию «Основы разработки, проектирования и внедрения ИС».
Самым близким по смыслу в указанном проф. стандарте, видимо, являются следующие требования:
Пример 2 :
«Устройство и функционирование современных информационных систем».
(Может, еще что-то можно подобрать, например, «Современные методики тестирования разрабатываемых информационных систем»).
Разницу между квалификационными требованиями, востребованными рынком труда (Пример 1), и требования к знаниям/умениям профессионального стандарта (Пример 2) может понять и не посвященный даже ни во что. Это совершенно разные языки. На одном говорят профессионалы, а на другом в основном кадровые инспекторы и некомпетентные начальники.
Поэтому, когда высокопоставленные чиновники и бизнесмены с высоких трибун говорят, что проф. стандарты отражают востребованные рынком труда компетенции и должны быть положены в основу образовательных стандартов, то не они демонстрируют свою чудовищную некомпетентность.
Далее, чтобы кандидат на запрашиваемую позицию был принят на работу, он должен будет доказать, что его главная компетенция (в нашем случае это – «Разработка ИС») действительно соответствует тому, что написано в резюме. Для этого ему придется пройти собеседования, возможно, тестирование, подтвердить свой уровень еще как-то.
И отправной точкой основой процедуры подтверждения заявленной компетенции будет язык резюме, а не язык требований проф. стандарта. Вспомним, что отвечал на вопрос «Кому нужен проф. стандарт ?» руководитель разработки проф. стандартов. Ясно, что значимость проф. стандарта раздута до космических масштабов.
Образовательные же компетенции как цели обучения строятся по хорошо продуманной системе. Во-первых, они классифицируются по крупным разделам знаний – предметным областям. К примеру, в проф. стандарте специалиста по информационным системам мы обнаружили, что пропущена важная предметная область – электронная коммерция. Давайте, подправим этот стандарт и вставим в него, например, наряду с требованием  «основы операционных систем», новое требование «основы электронной коммерции».
В образовательном стандарте этой самой электронной коммерции будет соответствовать порядка десятка образовательных требований или целей обучения, сформулированных в глагольной конструктивной форме, например:
Пример 3.
«Иметь представление и понимать функционирование и различие основных типов технологий электронной коммерции, включая, технологии: B2B, B2C, B2G, C2C, C2G, G2G.
…  
Представлять, объяснять и показывать на примерах преимущества и добавленную стоимость от внедрения различных видов технологий электронного бизнеса и т.п.».
Это, во-вторых. В-третьих, эти компетенции конкретизируются до уровня тем. Получается примерно в районе сотни тем-компетенций на данную предметную область. В-четвертых, каждому образовательному компоненту ставятся в соответствии учебные показатели, характеризующие минимально необходимый объем учебной нагрузки для его освоения, а также характер изучения (теоретическое, практико-ориентированное и пр.)    
И в заключении покажу, какими глазами видит востребованную практикой компетенцию («Разработка ИС») университетский профессор на языке современного образовательного стандарта (например, широко распространенного IS2002). Задачей профессора является построение образовательного процесса для формирования требуемой главной компетенции в голове своего ученика. Чтобы решить эту непростую задачу, профессору и его ученику надо стремиться к достижению системы образовательных целей, построенной по иерархическому принципу.
На верхнем уровне иерархии цель «Разработка ИС (Information Systems Development)», разукрупняется на четыре с лишним десятка следующих крупных подцелей, соответствующих модулям знаний образовательного контента – истинной основы образовательного стандарта.
Пример 3.
IS 2002 COURSE LEARNING UNIT GOALS
IS 2002.7 – Analysis and Logical Design
1.    to present necessary concepts to provide the skills necessary to do the analysis, modeling, and definition of information systems problems
2.    to give students exposure to using commercial program products to implement information
3.    to show how to collect and structure information in the development of requirements and specifications
4.    to show how to develop a logical design, and develop and analyze alternatives involving implementation using packages, tailoring of packages, constructing software, or CASE tools
5.    to develop a functional understanding of rapid prototyping and other similar alternative mechanisms for rapid development of information systems
6.    to show how to assess risks and feasibility
7.    to show students how to analyze organizational systems to determine how the systems might be improved
8.    to develop skills for effective interpersonal communication to develop consensus using classical techniques as well as computer facilitated groupware
9.    to demonstrate and analyze small group dynamics as related to working with users
10.    to develop application skills for implementing databases and applications by operating and testing these databases
11.    to present and use complexity metrics to assess developed solutions
12.    to develop quality metrics for assessment of software development and project control of software development
13.    to develop quality metrics for assessment of customer satisfaction at all phases of the life cycle
14.    to explain the use of a professional code of ethics to evaluate specific IS actions
IS 2002.8 – Physical Design and Implementation with DBMS
15.    to discuss the importance of finding synergistic solutions with team and clients
16.    to show how to develop agreements describing work to be done, and to commit, rigorously complete and self-evaluate agreed work
17.    to develop skills in data modeling of databases
18.    to develop awareness of the syntactical and theoretical differences between database models
19.    to develop skills in application of database systems development and retrieval facilities needed to facilitate creation of information system applications
20.    to develop skills in application and structuring of database management systems
21.    to develop skills in application and physical implementation of database systems, using a programming environment
22.    to develop skills in the use of a combination of code generators and language facilities to implement multi-user departmental or simple enterprise level systems
23.    to provide an opportunity to develop and use project management, project standards, and a system implementation plan, and to implement a documentation plan
24.    to show how to design a conceptual data model and logical database model, convert the logical database designs to physical designs, develop the physical database, and generate test data
25.    to provide opportunity to develop functional specifications for an information system, develop a detailed information system design, and develop information system application controls
26.    to show how to develop a conversion and installation plan, develop a hardware systems and environmental plan
27.    to show how to develop detailed program specifications, develop programs, set up system test parameters, install, and test the new system, implement the conversion plan, employ configuration management
28.    to show how to develop a physical work-flow plan with a client
29.    to show how to present a system design, test plan, implementation plan, and evaluation, in written and oral form
30.    to discuss performance evaluation consistent with quality management and continuous improvement
IS 2002.9 – Physical Design and Implementation in Emerging Environments
31.    to develop skills in analysis, design, and development of application software using a programming environment
32.    to identify differences between a structured, event-driven, and object-oriented application design and explain the implications of these approaches to the design and development process
33.    to be able to develop program tests and system tests
34.    to understand the different programming environments available for business application development develop a functional understanding of proactive principled behavior and time management
35.    to ensure attitudes necessary for successful team behavior including empathetic listening, consensus negotiation, conflict resolution, and synergistic solution finding, and to apply the concept of commitment and rigorous completion
36.    to ensure goal setting and alignment of team activities with project obligations
37.    to describe interactions with higher levels of management in selling project objectives and
38.    performing project management tasks
39.    to describe and explain life cycle concepts, and apply them to the course project
40.    to discuss and apply the concept of life-long learning
41.    to present and explain the evolving leadership role of information management in organizations
(извиняюсь перед читателем, что привожу фрагмент документа IS2002 в оригинале, без перевода).

Далее, приведенные выше подцели разукрупняют до уровня тем, для изучения которых разработаны стандартизованные наборы курсов. Наборы курсов могут поддерживать различные образовательные стратегии. Сами курсы, свободно доступны в Сети, постоянно развиваются профессиональным сообществом, и ежегодно обновляются, что обеспечивает по существу непрерывную актуализацию образовательного стандарта/контента (а не раз в десятилетие – еще одно достижение Минобрнауки!).
Таким образом, с точки зрения системы образования, востребованная выше квалификация выпускника университета – это результат образовательного процесса, направленного на достижение дерева учебно-образовательных целей. Качественно (как со стороны системы образования, так и учащихся) реализованный образовательный процесс позволяет взрастить мощное дерево знаний и умений, способное далее самостоятельно развиваться и приспосабливаться к условиям обитания.
Что нам осталось сделать еще, чтобы это дерево выполняло свои функции в конкретном саду? Т.е. как его стыковать с языком резюме, или вырастить на нем листочки с названиями тех актуальных технологий, которые используются в языке резюме? Фактически речь идет о заточке образовательных компетенций до уровня практических требований. Ведь, именно такое мощное дерево, но с нужными листочками и плодами, ждут работодатели.
Для этого в образовательных стандартах есть все необходимое, чтобы такие листочки привить еще на студенческой скамье.
Причем делать это надо посредством сопряжения образовательных целей/компетенций с компетенциями, востребованными практикой, напрямую, без каких-либо рудиментов чиновничьей фантазии.
Подмена реальных компетенций, актуальных для практики, на квалификационные требования проф. стандартов, огромная ошибка, загоняющая систему образования в тупик.
Образно говоря, образовательные компетенции и компетенции, востребованные рынком труда, - два берега у одной реки. И известны практически реализуемые алгоритмы, как построить мост между ними, чтобы их соединить. Надо только, чтобы мост возводился с обеих сторон.
А между квалификационными требованиями, описанными проф. стандартами, и востребованными практикой компетенциями, также как между первыми и образовательными компетенциями - огромная пропасть, в которую и пытаются затащить высшую школу радетели кампании с проф. стандартами, чтобы на обломках российского высшего образования погреть свои лапки.
3.13. Каковы механизмы образовательных стандартов для подготовки выпускников к практической работе?
Не существует никакой проблемы, связанной с современными образовательными стандартами, которая бы не позволяла совмещать фундаментальную подготовку с обучением умениям и навыкам использования самых современных технологий, актуальных для практики, с тем, чтобы выпускники вузов могли быстро адаптироваться к практической работе.
Современные образовательные стандарты регламентируют содержание не более половины объема учебной программы. Т.е. практически два года бакалаврского обучения отводятся на профилированную подготовку. Это и практикумы (примерно полгода чистого времени для приобретения умений и навыков), спецсеминары, спецкурсы, производственная практика или стажировка, курсовые и дипломные работы.
Просто для реализации этой части учебной программы необходимо, чтобы вузы и ведущие компании работали, что называется рука об руку.
Есть еще один эффективный механизм для заточки выпускников вузов под насущные требования практики, применяемый в современных международных образовательных стандартах -  это механизм исходящих компетенций. Много раз рассказывал о нем на конференциях и в статьях, постараюсь не упустить эту тему в заключительной части данного материала.
Вкратце, суть этого механизма состоит в том, что профессиональные организации, представляющие интересы бизнеса и индустрии, ежегодно публикуют списки актуальных для практики задач, которые, по их мнению, должны уметь решать выпускники университетов, поступив на работу. Формулировка этих задач или исходящих компетенций должна быть достаточно конструктивной и конкретной, не как формулируются квалификационные требования в проф. стандартах.
Вузы используют эти формулировки при выборе тем практикумов, спецкурсов, курсовых и дипломных работ учащихся, тем самым осуществляется стыковка образовательного процесса с реальными потребностями практики.
Еще один механизм актуализации образовательного контента осуществляется посредством технологии непрерывного обновления содержания образовательного стандарта и/или соответствующих ему курсов. Об этой технологии постараюсь также рассказать в последней главе настоящей работы.
(Продолжение следует)