Профессор Владимир Сухомлин

Как связаны профессия и образовательный стандарт

Какова же связь между профессиями (и, следовательно, профессиональными стандартами) и образовательными стандартами? Выражаясь языком математики, отношение здесь «многие ко многим». Т.е. никак не однозначное. Это чиновникам хотелось бы, чтобы все было в линеечку и по полочкам разложено. Например, есть профессия сапожник, значит, и есть процесс обучения сапожников. Конечно, для очень уж прикладных профессий с относительно простым объемом знаний такую связь до какой-то поры проводить можно. Но мы говорим о высшем профессиональном образовании, решающем сложные  образовательные задачи, манипулирующем сложным образовательным контентом, применяющем сложные образовательные технологии. Например, рассмотренные нами проф. стандарты для области ИТ, охватывали 9 профессий (на самом деле это только часть айтишных профессий, есть и другие не менее важные и число их постоянно растет). Казалось бы, следуя чиновничьей логике, система образования должна была бы иметь соответствующие этим профессиям направления подготовки. На самом деле, это не так.
Опровергают такую модель сами студенты. Не секрет, что с третьего курса большинство из них уже работают по профессии. За три оставшиеся года учебы некоторые из них, меняя компании, проходят по всему спектру обсуждаемых профессий и даже шире. Т.е. только в процессе учебы студент может получить опыт работы программистом, тестировщиком, архитектором, системным администратором, администратором баз данных или порталов, специалиста по информационным системам, интегратора, менеджера по продажам, аналитика, исследователя-разработчика, прикладного информатика и пр.
Причем речь идет о профессиональной работе на приличном уровне. Почему так происходит? Да, потому что существует общая модель для подготовки бакалавров информационных технологий различного профиля, будь то это компьютерные ученые, аппаратурщики, специалисты по информационным системам или по разработке программного обеспечения. Эта модель разработана в результате глубоких исследований и обобщения мирового опыта ИТ-образования (попробую рассказать об этом подходе в заключительной части). Вкратце суть этой модели состоит в том, что ядерные знания базовой профессиональной подготовки бакалавров различных профилей подведены, так сказать, под общий знаменатель. Т.е. считается, что айтишный бакалавр любой закваски должен быть компетентен примерно в сорока базовых технологиях. Если говорить о спектре глубины компетенций по всему этому диапазону технологий, то он, конечно, разный для бакалавров разного профиля. Но покрытие всего критического спектра базовых профессиональных знаний достигается. Это придает бакалаврам высокую мобильность практически во всем пространстве области ИТ. А если бакалавра вооружить еще и серьезной базовой научной подготовкой, то он становится мобильным и в многочисленных, в том числе наукоемких, приложениях области ИТ.
Поэтому выпускник хорошего университета по направлениям области ИТ это все равно что современный танк, способный решать не только свои главные задачи, но и множество других боевых задач (он может и летать, и плавать, и нырять), в зависимости от конкретной обстановки.
В мировой системе ИТ-образования сложилась мощная методологическая система бакалаврской подготовки, так же как и сформировались базовые направления такой подготовки (их несколько), для которых разработаны международные рекомендации и требования по образовательному процессу. И прямого соответствия между профессиями в отрасли и направлениями подготовки (специальностями) в системе высшего образования здесь нет.
Профессий может быть сотни, и система образования во многом оптимизирует процесс воспроизводства кадров, проектируя свои образовательные направления, как с учетом потребностей практики, так и с учетом других важных критериев (профессиональной мобильности, социальной защищенности, интересов бюджетного сектора экономики и науки, подготовки преподавательских кадров и пр.).  
Возвращаясь к рассмотренным проф. стандартам, видим, что в них нет никакой основы для образовательных стандартов. Тем более они покрывают только часть  профессий области ИТ, разработаны бессистемно, без учета современной концепции ИТ-образования.
Поэтому, развернутая чиновниками и бизнесом кампания по закатыванию системы высшего образования под профессиональные стандарты очередная огромная глупость.
И эту глупость олицетворяют не кто иной, как сами министры и прочие высокопоставленные чины. В этой кампании слились воедино голоса бизнеса, сросшегося с чиновниками, и чиновников, вросших в бизнес. А в итоге все это ведет к снижению уровня высшего образования, а, возможно, и к его деградации.

Почему бизнес стремиться опустить уровень высшего образования?
Как мы видели, с помощью кампании, связанной с проф. стандартами, последние  продвигаются чиновниками и представителями бизнеса, дабы стать основой образовательных стандартов. Что будет с высшим образованием, в случае успеха этой кампании, показал анализ таких стандартов – это деградация университетского  образования. Поэтому естественно возникают вопросы:
«- Зачем бизнесу нужно опускать уровень высшего образования в стране ниже, что называется, плинтуса?
- Почему бизнесу нужны примитивно обученные специалисты, не имеющие полноценных знаний в бурно прогрессирующей инновационной области?».
У меня на этот счет есть две гипотезы. Во-первых, российская ИТ-отрасль, возглавляемая несколько лет министром-олигархом или, наоборот, олигархом-министром, в своей основной массе находится на примитивном уровне развития и просто не дозрела до современного высшего образования университетского уровня? Во-вторых, бизнес понимает, что сфера образования сама по себе - огромное поле для бизнеса. Поэтому, подчинив образование своим интересам с помощью штрейкбрехеров-министров и чиновников, готовых запросто сдать интересы высшей школы торговцам компьютерами и программистами, бизнес надеется откушать как можно больший кусок образовательного бизнеса. И чем ниже будет уровень образования, тем легче бизнесу, имеющему деньги, отбирать у университетов лакомый кусок.
В пользу этих гипотез приведу несколько примеров.
1). Итак, что показал анализ проф. стандартов ИТ-области.
а) В состав (со слов министра) самых востребованных профессий ИТ-отрасли, не вошли профессии, для которых требовались бы выпускники соответствующего профиля ведущих российских классических, технических и педагогических университетов.
В каком состоянии находится ИТ-отрасль в Отечестве, если во всем мире она является основным рычагом инновационной экономики, а в России ей не нужны компьютерные ученые, прикладные математики, исследователи, системные программисты, разработчики и интеграторы систем, дизайнеры СБИС, разработчики систем связи, радиофизики и др.?
б) Квалификационные требования, определенные в проф. стандартах ИТ-профессий, однозначно говорят, что на текущий момент этой отрасли вместо бакалавров достаточно техников, вместо магистров наспех подготовленных менеджеров.
Настаивая на том, чтобы система образования равнялась на такие профессиональные стандарты, бизнес добивается существенного снижения уровня высшего профессионального образования.
2) А что из себя представляет современный российский ИТ-бизнес?
Значительная часть этого бизнеса составляет так называемый аутсорсинг. Наши компании берут на исполнение заказы из-за рубежа по разработке и сопровождению программного обеспечения, предоставляя свои кадры для выполнения работы под внешним управлением. Т.е. весь менеджмент разработкой осуществляется со стороны заказчика и у заказчика остаются результаты работы, а на стороне компании выполняется только локальный менеджмент человеческими ресурсами. Т.е. по-простому, компании просто торгуют мозгами наших специалистов, наших выпускников. Схема такого бизнеса проста как валенок. Компания продает специалиста в проект, положим, за три тысячи Евро (меньше никто не платит), а зарплату специалисту платит в одну тысячу Евро. Пусть, одна тысяча уходит на оплату административных и накладных издержек, включая налоги (если не удается их объехать). Чистая прибыль –  одна тысяча Евро в месяц с носа, а государству – бульон от сваренных яиц.
Т.е. вся прибыль делается не от продажи созданной инновационной продукции, которая продается во всем мире и приносит доход государству, а на масштабировании проектного бюджета по зарплате для получения собственной прибыли. При советской власти такой бизнес назывался спекуляцией и по головке за него не гладили.
А теперь, научившись зарабатывать деньги (продавать российские котелки с мозгами), российские бизнесмены при поддержке госчиновников обвиняют систему образования в том, что она сдерживает развитие экономики (мало производит этих котелков для продажи).
Можем слышать такое: «Нам надо 200 тыс. специалистов в год, а вы и ста не производите. А произведете полмиллиона, мы их тоже реализуем».
Здесь возникает два вопроса:
- А нужно ли для такого бизнеса нам готовить самый ценный ресурс государства – человеческий капитал?
- С каких пор, при каком Царе или Великом князе, в России власть, государственные службы плясали под дуду торговых людей?
3) На нескольких конференциях подряд (трех или четырех) в своих выступлениях Б.Г.  Нуралиев (Президент компании «1С») говорил следующее, что российскому ИТ-бизнесу катастрофически не хватает кадров, что приходится принимать на работу совсем неподготовленных людей и их учить на работе, что в принципе бизнес и сам готов учить и переучивать людей - лишь бы эти люди были, что его компания готова принимать на работу и переучивать даже медсестер.
И из этой трагизмы следовали выводы, что система образования ни структурно, ни качественно не удовлетворяет бизнес, что бизнесу следует принять активное участие в создании соответствующей его потребностям системы образования, и, в частности, принять участие в создании образовательных стандартов. Однако, логика в этом умозаключении серьезно хромает. В посылке замешаны совершенно разнородные вещи, конъюнктивно никак не совместимые в посылке одного заключения.
Т.е. перемешано все в кучу. Давайте разберем все по порядку. Бизнесу не хватает вообще трудовых ресурсов.
Так причем тут система образования? Острый дефицит в рабочей силе испытывают многие страны мира. Причины могут быть всякие - демографического толка или вызванные социальными проблемами, экономическими и пр. Этот пассаж скорее в сторону государства, а не в сторону системы образования. Последняя только учит, она не рожает, не лечит, не кормит, не обеспечивает социальные условия жизни и пр.
Не хватает профессиональных кадров конкретного профиля. Причем тут система образования, когда в нашем государстве с большой долей государственных учебных учреждений именно государство всегда выполняло и обязано выполнять такие функции, как:
- планирование воспроизводства кадров,
- мониторинг и анализ рынка труда,
- прогнозирование его развития?
Если в настоящий момент государство не выполняет этих функций, бизнес должен потребовать от государства делать свое дело. Но бизнесмены почему-то боятся критиковать государство и должностных лиц, боятся конфликта с ним, как будто у нас и в помине нет демократии.
Конечно, если бизнесу есть что терять, то безопаснее валить все на систему образования.
Теперь. Бизнес берет на работу кого попало, неподготовленных людей. Причем тут система образования? Ведь, берут людей, не подготовленных по профилю профессии. Ведь, не говорится, что берем выпускников ВМК МГУ им. Ломоносова, например, бакалавров ИТ, прикладных математиков и системных программистов, и они плохо подготовлены в том-то, в том-то и в том-то.
То, что компания «1С» готова набирать и переучивать не подготовленных людей, то, судя по низкому квалификационному уровню ИТ-специалистов, анонсированному в проф. стандартах области ИТ, высшая школа здесь не очень большая помощница. Просто надо создавать собственный корпоративный колледж и свой центр переподготовки, да штамповать техников (чиновники хотят их назвать прикладными бакалаврами) и на скорую руку подготовленных менеджеров, и это будет соответствовать требованиям проф. стандартов и будет много выгоднее, по сравнению с приемом на работу на большие деньги выпускников университетов.
Ну и последнее, что касается медсестер, то комментировать не будем, а будем завидовать Президенту компании. В принципе, всегда считал Б. Нуралиева гением российского ИТ-бизнеса, но не гением в образовании. В правильности всего этого еще раз убедился. Так не бывает, чтобы человек был гениален во всем.
4) То, что бизнес не бескорыстен, устремляясь в сферу образования, подтверждается тем, что компании бизнеса, тесно взаимодействуя с чиновниками из Минобрнауки, в последние годы перехватывают у университетов львиную долю грантов, предназначенных для развития высшего образования.
Это явление приняло массовый характер. Мы уже по уровню проф. стандартов и связанной с ними кампанией, отражающих «понимание» бизнесом процессов высшего образования, можем судить о ценности вклада со стороны бизнеса в решение задач высшей школы. Но министерские чиновники, невзирая ни на что, с упорством, достойного внимания прокуратуры, награждают гарантами не университеты, а избранные компании.
При этом сами компании-победители грантов, не имея компетенции для выполнения задач по грантам, нанимают для реализации этих задач профессоров проигравших в «соревновательной борьбе за гранты» университетов. Естественно, что уровень оплаты работы профессоров при таком раскладе, масштабируется на условиях компании-победительницы.
О полезности таких грантов для системы образования говорить не буду.
(Продолжение следует)