воскресенье, 21 Октября, 2018

Подробно

Жить и думать по-русски

Arguedi
12.02.2018 - 17:35
Жить и думать по-русски

Статья Льва Тихомирова Что значит жить и думать по-русски? (1911). 

В ней проводятся две основные мысли: 

1. Критерием отнесения тех или иных взглядов к русской национальной идее (т.е. русскому национализму) является их соответствие классикам нашей политической философии. Которые, собственно, и стали классиками потому, что блестящим образом облекли нашу Традицию в те или иные смысловые формы. 

"Быть русским, жить и думать по-русски - это значит пребывать в том типе жизни, в том строе мысли, которые национальны для России, то есть выражают вековую и тысячелетнюю мысль и жизнь нации. Русская нация в вековой жизни своей работала, устраивалась, верила и мыслила, и вот внутренняя принадлежность к этой мысли и жизни, соответствие с ней определяют, по-русски ли живет и мыслит такой-то человек и даже такая-то партия. Мы имеем целый ряд выдающихся мыслителей, которые были признаны национальными, то есть верно подметившими, что значит жить и думать по-русски. Таковы Киреевские, Хомяковы, Аксаковы, Катковы, Кояловичи и т. д. и в не меньшей степени ряд глубоких художников, как Пушкин, Достоевский, ряд историков, как С. М. Соловьев (как раньше его Карамзин) и т. д. Можем мы найти и философов, и юристов, схвативших более или менее типичные стороны национальной мысли, в чем, например, никто не откажет Победоносцеву, Коркунову, В. С. Соловьеву. Желающие могут в сочинении Кояловича "История русского самосознания" найти сотни имен людей, несомненно, схватывавших разные стороны того, что значит жить и мыслить по-русски. И вот мы просим читателей, желающих уяснить себе вопрос, к русской ли жизни и мысли зовет Россию та или иная партия или фракция, спросить этот сонм русских мыслителей и деятелей, то есть, другими словами, сравнить, сходно ли данное мировоззрение с тем, что рисуют в тысячелетней жизни русского народа эти истолкователи духа самой нации". 

2. Русской идее придается религиозно-имперский характер. Тот самый, о которым мы все сегодня знаем по США с их Сияющим Граде на Холме (прообразе Небесного Иерусалима). Это очень важно - ведь среди нынешних правых модно православием пренебрегать, считать его излишней архаикой и т.д. А тут оказывается, что самое успешное государство XX столетия - это главное христианское государство белых людей, в фундамент политического мировоззрения которого положены именно религиозные представления. Надо же. И тут попы лезут. 

"Если мы любим Россию, если мы готовы при надобности стереть с ее дороги всякого врага и супостата с радикализмом Грозного, Петра Великого, Муравьева-Виленского и графа Евдокимова-Кавказского, то только потому, что велика для всего рода человеческого и необходима господствующая роль нашей нации. Не будь этого, мы бы не смели требовать для русских ни на волос чего-нибудь больше, чем для всякого другого народа. Если Россия откажется работать на пользу всеобщую, она теряет все свои права мировой нации... А Россия в мире не иностранка, она деятельная участница всечеловеческой жизни. Не имело бы ни малейшего смысла, если бы она отбросила заботу о распространении своего умственного и нравственного влияния на другие народы и племена. И уж особенно непонятно было бы это в отношении религиозном. Россия - носительница христианской миссии, дела Божия. Как же она откажется от религиозного воздействия на другие народы?"

Источник 

Олег Горностаев
Олег Горностаев
Русскую Церковь и Русский мир атакуют силы Запада
Игорь Друзь
15-я эстафета-мемориал памяти Владимира Мезенцева в Ставропольской кадетской школе
Игорь Погосов
Православный монах об попытках насадить автокефалию на Украине
Юрий Котенок
Решится ли Синод РПЦ выйти за рамки решений Совета Безопасности РФ?
Отдел информации
Православные готовятся защищать святыни
Отдел информации
СМИ: в России фактически стартовала дедолларизация экономики
Отдел информации
В ДНР назвали повышение зарплат и пенсий «перезревшим шагом»
Андрей Бабицкий
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования